Таблицу данных налогоплательщика не приняли: как обжаловать
Для кого эта статья: для всех плательщиков НДС, которым отказано в учете Таблицы данных плательщика налога на добавленную стоимость (далее – Таблица).
Из этой статьи вы узнаете: как можно заставить ГФС учесть Таблицу.
По этой теме см. также: «Административное обжалование налоговых уведомлений-решений», «Как обжаловать отсутствие регистрации НН/РК по молчаливому согласию», «Когда будут блокировать налоговые накладные: анализируем критерии», «Как заполнить и подать таблицу данных налогоплательщика».
Суть проблемы
Налогоплательщик имеет право подать в орган ГФС Таблицу по форме приложения 3 к Порядку остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденному постановлением КМУ от 21.02.18 г. № 117 (далее – Порядок № 117, НН, РК, ЕРНН).
Цель представления Таблицы – корректное исчисление разницы между остатком товаров/услуг, которые предприятие покупает/получает, и товаров/услуг, которые изготавливает/поставляет. Чтобы сельхозпредприятию не блокировали НН и РК, в подтверждение осуществления деятельности по приведенным в Таблице товарам/услугам оно подает Таблицу, которая должна быть учтена. В дальнейшем блокировка НН/РК с указанными в Таблице кодами не будет осуществляться. Иначе каждый раз при регистрации НН/РК у ЕРНН имеется риск их остановки.
Таблица и приложенные к ней пояснения рассматриваются комиссией ГФС регионального уровня в течение 5 рабочих дней после получения (п. 32 Порядка № 117). Результатом рассмотрения может быть решение об учете или неучете Таблицы.
Множество агропредприятий столкнулись с тем, что Таблица не принимается. Причины отказа непонятны, и плательщики не соглашаются с отказом. И это притом что некоторые из них выполняют все условия об автоматическом учете Таблицы (см. «Как заполнить и подать таблицу данных налогоплательщика»).
Поэтому встает вопрос: как обжаловать решение комиссии о неучете Таблицы? Об этом и будет идти речь в консультации.
Варианты обжалования
Сразу заметим, что Порядком № 117 не предусмотрены процедуры обжалования решения комиссии о неучете Таблицы. Впрочем, не забываем, что существуют и другие нормативные акты.
Вариант 1
Согласно п. 56.2 Налогового кодекса (далее – НК) по общему правилу плательщик имеет право обжаловать решение комиссии регионального уровня в порядке подчиненности в орган вышестоящего уровня. Следовательно, это даже хорошо, что полномочия по рассмотрению и принятию решения относительно Таблицы передали региональным комиссиям ГФС, ведь теперь обжаловать их решение можно в вышестоящую инстанцию – ГФС Украины.
Важно! Обжаловать решение региональной комиссии можно, подав жалобу в орган вышестоящего уровня – ГФС в порядке, предусмотренном ст. 56 НК, то есть как и в других случаях административного обжалования решения ГФС. |
Процедура и требования к подаче жалобы на решение территориального отдела ГФС установлены приказом Минфина от 21.10.15 г. № 916 (далее – Приказ № 916). По сути, это административный порядок обжалования. В случае несогласия с вынесенным ГФС решением по жалобе дальнейшее обжалование происходит путем обращения в суд.
Для обжалования решения у плательщика есть 10 календарных дней (далее – к. д.) после его получения. В случае обжалования решения органа ГФС в области жалоба подается в центральный орган ГФС (п. 1 разд. ІІІ Порядка, утвержденного Приказом № 916, далее – Порядок № 916).
Имейте в виду! К жалобе стоит приложить доказательства, на которых основывается ваша позиция (п. 2 разд. IV Порядка № 916). Тогда ГФС может согласиться с тем, что решение о неучете Таблицы принято действительно неправомерно. Также плательщик имеет право принять участие в рассмотрении своей жалобы, указав на это в тексте жалобы. Это позволит лично изложить все аргументы служащим ГФС. |
Срок рассмотрения жалобы – 20 к. д. со дня ее поступления в ГФС. По результатам вышестоящий фискальный орган должен предоставить мотивированное решение и отправить его по адресу плательщика, указанному в жалобе (или по его налоговому адресу), по почте с уведомлением о вручении или выдать решение под его личную подпись (п. 1, 2 разд. VII Порядка № 916).
Вариант 2
Апеллировать можно и к ч. 1 ст. 16 Закона от 02.10.96 г. № 393/96-ВР «Об обращении граждан» (далее – Закон № 393), а именно – жалоба на действия или решения государственного органа подается в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу. Как видим, нормы ст. 56 НК и ч. 1 ст. 16 Закона № 393 тождественны в части права лица обжаловать решение контролирующего органа. Однако порядок рассмотрения жалобы несколько отличается.
Так, в случае обжалования на основании Закона № 393 необходимо соблюдать следующие требования (ст. 5):
- обращение должно содержать: Ф. И. О., местожительство, суть поднятого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования, подпись заявителя и дату;
- при оформлении обращения через электронную связь следует указать электронный почтовый адрес, куда будет отправлен ответ, или другие средства связи с жалобщиком.
Обратите внимание! Подача жалобы согласно нормам Закона № 393 не лишает жалобщика права обратиться в суд или без жалобы сразу в суд. Аналогичная норма прописана в ст. 55 Конституции Украины. Однако помните, что обращение согласно Закону № 393 подается только гражданином, поэтому юридическое лицо не может воспользоваться этим вариантом. |
Жалоба на решение может быть подана в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со времени ознакомления лица с ним (ст. 17 Закона № 393). Жалобщик имеет право, в частности, присутствовать во время рассмотрения собственной жалобы и пользоваться услугами адвоката.
Срок рассмотрения обращения – до месяца со дня поступления, но обращения, которые не требуют дополнительного изучения, – безотлагательно, то есть не позднее 15 дней со дня получения. Месячный срок можно продлить, если за это время не удалось решить вопрос, но не более чем до 45 дней (ст. 20 Закона № 393). Таким образом, общий срок рассмотрения жалобы – месяц, а максимальный – 45 к. д.
Из анализа положений данных нормативных актов можно прийти к заключению, что обжалование в административном порядке и согласно Закону № 393 – это разные способы. Плательщик имеет право воспользоваться любым на свой выбор. А если это не поможет – пойти в суд. Но лучше сначала попробовать более простые способы, чтобы не платить судебный сбор.
Вариант 3
Кроме двух перечисленных имеется еще один вариант – обратиться с жалобой в Совет бизнес-омбудсмена. Это также бесплатный и действенный способ в борьбе с незаконными решениями госорганов. К нему как раз может обратиться плательщик-юрлицо. Подробнее о подаче и оформлении жалобы бизнес-омбудсмену читайте в следующих выпусках.
В случае несогласия с решением должностного лица, государственного органа плательщик имеет право обжаловать его в порядке подчиненности в орган вышестоящего уровня. То есть при обжаловании решения комиссии ГФС регионального уровня о неучете Таблицы жалоба подается в ГФС. Жаловаться можно согласно правилам, установленным НК, Порядком № 916 или Законом № 393. Впрочем, налоговая достаточно часто заявляет, что жалуется юрлицо как плательщик налога, а согласно Закону № 393 это может делать только гражданин – физическое лицо. Но в борьбе с неправомерно вынесенным решением все способы хороши. Аналогично изложенному в консультации имеется мнение налоговой (см. ОИР, категория 101.17). В случае несогласия с решением по жалобе следует обращаться в суд.
Источник: "Баланс-Агро" № 25-26, который вышел из печати 09.07.18 г.