Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Закон № 1774: изменения в оплате труда и в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде

January 18, 2017

С 1 января 2017 года вступил в силу Закон от 06.12.16 г. № 1774-VІІІ (далее – Закон № 1774), которым внесены изменения в Закон от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108).
1. Определение термина «минимальная заработная плата» (далее – МЗП) изложено в новой редакции (ст. 3). Ранее там было сказано, что в размере не ниже МЗП должен оплачиваться неквалифицированный труд при выполнении месячной нормы. Теперь привязки к неквалифицированному труду нет. То есть работодатель, независимо от применяемой системы оплаты труда, обязан обеспечить выплату зарплаты в размере не ниже МЗП за выполненную работником месячную (почасовую) норму труда.
2. Добавлена новая ст. 31, предусматривающая гарантии выплаты зарплаты в размере не менее МЗП. А именно: если работнику, который отработал месячную норму труда, начислили зарплату в размере меньше МЗП, то работодатель обязан начислить доплату до размера МЗП. Эта доплата должна выплачиваться одновременно с зарплатой.
Но если работодатель заключил с работником трудовой договор на условиях неполного рабочего времени или если работник не выполнил месячную (почасовую) норму труда, тогда МЗП будет выплачиваться пропорционально выполненной норме труда.
Напомним, что в случаях, когда база начисления ЕСВ не превышает размера МЗП, ЕСВ рассчитывается как произведение МЗП и ставки ЕСВ 22 % (ч. 5 ст. 8 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», далее – Закон № 2464).
3. Статья 6 (формирование систем оплаты труда) изложена в новой редакции. Как и прежде, организация оплаты труда базируется на тарифной и других системах оплаты, предназначенных для разделения работ в зависимости от их сложности, а работников – в зависимости от их квалификации (неквалифицированный, малоквалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный персонал). При этом теперь тарифная система включает в себя помимо тарифных ставок, тарифных сеток, схем должностных окладов еще и тарифно-квалификационные характеристики (справочники).
В свою очередь, тарифная сетка (схема должностных окладов) формируется на основе тарифной ставки рабочего первого разряда и квалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов).
На практике тарифные сетки формируют: отдельную по оплате труда рабочих; отдельную по оплате труда руководителей, специалистов и технических служащих; общую для всех работников предприятия.
В бюджетной сфере минимальная тарифная ставка (должностной оклад) должна устанавливаться КМУ. А коммерческие структуры будут определять тарифные ставки самостоятельно в коллективных договорах. То есть именно работодатель будет относить выполняемые работы к определенным тарифным разрядам и присваивать квалификационные разряды работникам по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).
Требования к квалификационным и специальным знаниям работников, их задачи, обязанности и специализация определяются профессиональными стандартами или квалификационными характеристиками профессий работников.
Законом № 108 предусмотрено, что минимальная тарифная ставка не может быть ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (в 2017 году – 1 600 грн.).
Работодатель может устанавливать разные формы системы оплаты труда, например:
• повременную – когда заработок зависит от количества фактически отработанного времени с учетом квалификации работника и условий труда;
• сдельную – когда заработок зависит от количества произведенных работником единиц продукции или выполненного объема работ с учетом их качества, сложности и условий труда.
Выбранная система (тарифная либо другая) устанавливается колдоговором, а если договор не заключался – актом работодателя, изданным по согласованию с профсоюзом (профсоюзным представителем), а при отсутствии профсоюза – со свободно избранными и уполномоченными представителями (представителем) работников.
Также Законом № 1774 внесены изменения в Закон № 2464, которые, в частности, коснулись уплаты ЕСВ предпринимателями.
1. В ч. 4 ст. 4 уточнен перечень лиц, которые освобождены от уплаты ЕСВ. Теперь предприниматели-общесистемщики освобождаются (наряду с предпринимателями-единщиками) от уплаты ЕСВ за себя, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Обратите внимание: указанная норма не распространяется на лиц, которые ведут независимую профессиональную деятельность.
2. Измененная норма абзаца второго п. 2 ч. 1 ст. 7 требует, чтобы предприниматели-общесистемщики уплачивали ЕСВ независимо от того, ведут они деятельность или нет. Раньше если такие предпри-ниматели не получали в течение месяца (года) доходов, они освобождались от уплаты ЕСВ.
Напомним, что сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса на месяц. Поэтому даже если общесистемщик не получает доходов, ему все равно ежемесячно нужно будет уплачивать ЕСВ в сумме 704 грн. (3 200 грн. х 22 %).
3. Для предпринимателей – единщиков первой группы установлено (п. 3 ч. 1 ст. 7), что сумма ЕСВ не может быть меньше 0,5 минимального страхового взноса (в 2017 году – 352 грн.). При этом соответствующие периоды ведения предпринимательской деятельности (месяцы, когда уплачивался половинный размер взноса) будут зачислены в страховой стаж, который исчисляется согласно ст. 24 Закона от 09.07.03 г. № 1058-IV, пропорционально сумме уплаченного ЕСВ.
Кроме того, внесены изменения:
• в КЗоТ и КУоАП – в части нарушений, за которые работодатели-юрлица и их должностные лица, а также работодатели-предприниматели могут быть привлечены к финансовой и административной ответственности;
• Закон от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее – Закон № 280) – касательно предоставления органам местного самоуправления полномочий осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде и занятости населения.

Суть нововведений, а также какая предумотренна ответственность за нарушение трудового законодательства см. в консультации в «Баланс» № 4-5, который вышел из печати 16.01.17 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!