Взаимодействие главного бухгалтера и внутреннего аудитора бюджетного учереждения
Взаимодействие главного бухгалтера и внутреннего аудитора приобретает важное значение еще на этапе определения рисков деятельности учреждения, поскольку, как мы уже определились ранее, результаты их работы направлены на общий результат – достижение бюджетным учреждением заданной цели. В этой консультации мы расскажем, в чем заключается сотрудничество главного бухгалтера и внутреннего аудитора.
И главный бухгалтер, и внутренний аудитор заинтересованы как в функционировании в учреждении эффективной системы внутреннего контроля в соответствующей сфере, так и в недопущении внешними инспекторами, аудиторами свободной трактовки норм законодательства, что, к сожалению, иногда имеет место и приводит:
• к применению к учреждению финансовых санкций в результате якобы нарушения бюджетного законодательства, которые осложняют его нормальное функционирование;
• привлечению к административной, материальной, дисциплинарной ответственности работников;
• созданию для учреждения и его работников негативного имиджа.
Например, факт выявления недостачи товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по результатам проведения годовой инвентаризации зафиксирован в материалах инвентаризации (инвентаризационных описях, сличительных ведомостях, протоколе заседания инвентаризационной комиссии, объяснениях материально ответственных лиц). Этот факт не может трактоваться внешним ревизором как недостача ТМЦ, выявленная в ходе проводимой ими ревизии (т. е. финансовое нарушение, приведшее к потерям), даже если недостача не была отражена в бухучете и финансовой отчетности. Нарушение на момент проведения ревизии в таком случае имеет место, но как искажение данных учета и отчетности относительно стоимости активов.
Примерный перечень вопросов к главному бухгалтеру бюджетного учреждения как руководителю структурного подразделения относительно определения возможных рисков отдельных направлений в деятельности учреждения см. в «Баланс-Бюджет» № 10, который выходит из печати 09.03.15 г.