Выплаты надбавок работникам советов: от А до Я
В условиях внедрения новых условий оплаты труда должностным лицам советов возникают вопросы по реализации возможностей их дополнительного стимулирования. Рассмотрим, как должно быть оформлено установление таких стимулирующих выплат, как надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы.
Общие положения по оплате труда в органах местного самоуправления
Хотя заработок должностных лиц советов фактически состоит из различных выплат, составляющие этого заработка законодательно не определены. Согласно ст. 21 Закона от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Закон № 2493) условия оплаты этих лиц определяются Кабмином. Итак, на сегодняшний день оплата труда работников органов местного самоуправления (далее – ОМС) осуществляется в соответствии с постановлением КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268).
Конкретизация условий оплаты труда работников таких структур, как ОМС, включая вновь созданные объединенные территориальные громады (далее – ОТГ), должна быть урегулирована утвержденным каждым ОМС Положением об оплате труда работников совета (далее – Положение). В частности, упомянутым локальным Положением соответствующего совета устанавливается порядок выплаты стимулирующих составляющих заработка работников этих советов, включая надбавки.
В конце мая текущего года постановлением КМУ от 24.05.17 г. № 353 (далее – Постановление № 353) внесены изменения в Постановление № 268 и признаны утратившими силу некоторые постановления КМУ. В частности, лицам, которые служат или работают в местных советах всех уровней и их исполнительных органах, включая должностных лиц ОТГ, существенно изменены условия оплаты труда, а именно повышены размеры должностных окладов.
Кроме того, согласно Постановлению № 353 возобновлена выплата надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы должностным лицам сельских, поселковых советов и их исполкомов, отмененная постановлением КМУ от 27.05.09 г. № 504. Это касалось председателей упомянутых советов, их заместителей, других руководящих работников и специалистов аппарата советов и исполкомов, кроме служащих, которым эту надбавку не отменяли. Подробно о таких новациях речь шла в «БАЛАНС-БЮДЖЕТЕ», 2017, № 24, с. 11.
Итак, поскольку после внесения указанных изменений в Постановление № 268 практически все должностные лица ОМС и ОТГ, а также служащие, имеют право на надбавку за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы, остановимся на вопросах документального оформления данной выплаты.
Прежде всего обратим внимание, что такие надбавки являются стимулирующими выплатами и они не относятся к обязательным, размер их может колебаться как в большую, так и в меньшую сторону.
Заметим, что это две разные надбавки, о чем, в частности, сказано в письме Минсоцполитики от 07.11.07 г. № 8379/0/14-07/13.
Принятие решения об установлении надбавок
Поскольку нам больше импонирует оптимистичный вариант, когда средств и на повышение должностных окладов, и на выплату надбавок, доплат, премий, материальной помощи достаточно, его и рассмотрим. Остановимся на документальном оформлении назначения упомянутых надбавок.
Итак, если учреждением планируется осуществлять предусмотренные Постановлением № 268 (в редакции Постановления № 353) выплаты, нужно внести изменения в распорядительные документы ОМС или ОТГ по установлению новых условий оплаты труда всех категорий работников этих органов, как это предусматривает законодательство.
То есть неотложным является внесение изменений в Положение об установлении работникам:
· новых размеров должностных окладов;
· надбавок за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы.
Поскольку на сегодняшний день согласно измененным приложениям 48–54 к Постановлению № 268 оклады установлены не в пределах минимальных и максимальных размеров, а одним числом, необходимости принимать решение по конкретизации размеров окладов различным работникам, занимающим одинаковые должности, не будет.
В то же время добавим: ссылаясь на ст. 21 Закона № 2493 и Постановление № 268, Минсоцполитики обращает внимание, что действующим законодательством не предусмотрено установление муниципальных надбавок (см. письмо от 24.12.07 г. № 939/13/84-07). В письме сказано: если работник получает надбавку согласно Постановлению № 268 и ее размер уже составляет 50 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг и выслугу лет, установление дополнительной надбавки в размере 50 % к должностному окладу согласно решению ОМС к уже существующей надбавке считается нарушением норм вышеупомянутых нормативно-правовых актов.
Напомним: в условиях действия Постановления № 353 окончательное решение об установлении предусмотренных Постановлением № 268 надбавок работникам ОМС, в том числе председателям областных, районных и районных в городах советов, сельским, поселковым и городским головам и их заместителям, принимается соответствующим советом. Ранее согласно Постановлению № 268 советы принимали такое решение только в отношении руководителей сельских, поселковых и городских, районных и районных в городах советов и их заместителей.
А теперь подробнее о необходимости урегулирования вопросов оплаты труда работников ОМС или ОТГ в соответствующем Положении совета.
Обращаем внимание, что неотложным является утверждение в этом Положении таких условий оплаты труда (включая установление надбавок), которые бы конкретизировали не только условия выплаты указанных надбавок, но и порядок их установления и размеры с безусловным соблюдением норм Закона № 2493 и Постановления № 268.
Важным является определение порядка оформления представления, которое обычно готовится ежемесячно, по каждому работнику, которому планируется выплачивать надбавку за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы. Например, ответственное лицо должно указать в таком представлении, каковы именно достижения работника в течение прошедшего месяца, не ухудшилось ли качество выполняемой им работы, или же, наоборот, указать основания для повышения размера ранее установленной надбавки и т. п.
Лишение надбавки или уменьшение ее размера оформляется распоряжением председателя соответствующего совета с обязательным указанием в приказе конкретных обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения.
Как правило, на практике стимулирующие выплаты, включая надбавки, вновь принятым работникам устанавливаются в минимальном размере – ведь еще не ясно, заслуживает ли работник, кроме обязательных выплат (к ним, кстати, относятся должностной оклад, надбавка за ранг и надбавка за выслугу лет), еще и других выплат. Поэтому вопрос об установлении надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы новым работникам должен решаться взвешенно, с соответствующей аргументацией. Для начала, например, надбавка может составлять 10 %, а впоследствии ее повышают в зависимости от качества, своевременности выполнения работником своих должностных обязанностей, а также его добросовестности и ответственности, независимо от того, речь идет о должности руководителя структурного подразделения или специалиста, служащего (кассир, экспедитор и т. п.).
Об осуществлении этих выплат поговорим подробнее. Как уже отмечалось, речь идет о двух надбавках, и критерии для их установления различны.