Валютные ограничения НБУ
С конца 2012 года в соответствии с принятым Законом № 5480 НБУ получил право временно, на срок до шести месяцев, вводить требования об обязательной продаже инвалюты, изменять сроки расчетов по операциям экспорта и импорта товаров. С тех пор каждые полгода НБУ принимал очередное постановление, направленное на ужесточение контроля за движением валюты. По факту к вышеупомянутым ограничениям добавилось множество других. До начала 2016 года процесс шел по нарастающей. Сейчас наметилась противоположная тенденция – валютные ограничения начали смягчать. Однако до либерального валютного законодательства в Украине еще далеко. В этой консультации проанализируем, какие валютные ограничения сегодня предусмотрены для импортеров и как они влияют на их хозяйственную деятельность.
Ограничения сроков расчетов по импорту товаров
Как уже было сказано, НБУ имеет право изменять сроки расчетов по экспорту и импорту товаров согласно п. 8 ч. 1 ст. 25 и п. 5 ч. 2 ст. 44 Закона № 679. Детально права НБУ прописаны в Законе № 185 (в частности, в ст. 2).
Под контроль за соблюдением сроков расчетов (так называемый валютный контроль) подпадают импортные операции, предусматривающие отсрочку поставки (т. е. когда резидент произвел предоплату за товары, работы, услуги или выставил вексель в пользу зарубежного поставщика). Это значит, что у него за рубежом находятся валютные ценности на сумму предоплаты (выставленного векселя). Напомним, определение валютных ценностей приведено в ст. 1 разд. I Декрета № 15-93. Если в расчетах с нерезидентом применяется документарный аккредитив, то срок расчетов начинает контролироваться с момента, когда уполномоченный банк произвел платеж по аккредитиву. Импортер обязан представить уполномоченному банку все необходимые документы, которые позволят осуществить валютный контроль по контракту. Перечень таких документов содержится в п. 4.2 Инструкции № 136.
Обратите внимание: согласно изменениям, внесенным в Инструкцию № 136 Постановлением № 347, сегодня банк может осуществлять валютный контроль при помощи обмена электронными сообщениями, например, когда один банк уведомляет другой о зачислении выручки на открытый в нем счет или о поступлении реестра таможенных деклараций (далее – ТД) по операциям резидента. Кроме того, банки могут контролировать валютные операции, которые осуществляются на основании сделок, совершенных в электронной форме в соответствии с законодательством Украины в сфере электронной коммерции, электронных документов (сообщений) или их бумажных копий (п. 4.2 Инструкции № 136).
По общему правилу сроки расчетов по операциям резидентов, указанным в ст. 2 Закона № 185, не могут превышать 180 календарных дней (далее – к. д.). Однако здесь же сказано, что НБУ имеет право вводить и другие сроки расчетов, что и происходит на практике.
В течение 2016 года НБУ последовательно вводил на трехмесячные периоды предельный срок расчетов – 90 к. д. Такой срок предусмотрен Постановлением № 342, которое действует с 09.06.16 г. по 14.09.16 г. Важный момент: согласно изменениям, внесенным Постановлением № 361 в Постановление № 342, с 29 июля этого года срок расчетов по операциям экспорта и импорта увеличен до 120 дней.
При этом важно правильно определить дату начала и окончания такого срока.
Банк начинает отсчет законодательно установленного срока расчетов со следующего календарного дня после проведения резидентом предоплаты (платежа по аккредитиву, выставления векселя в пользу нерезидента). Окончанием предельного срока считается дата подачи банку документов, соответствующих виду и условиям договора с нерезидентом.
В случае импорта товара с ввозом его на территорию Украины банк снимает операцию с валютного контроля после того, как (п. 3.3 Инструкции № 136):
– получена информация об этой операции в реестре ТД (типа ІM-40 «Импорт», ІM-41 «Реимпорт», ІM-72 «Беспошлинная торговля», ІM-75 «Отказ в пользу государства», ІM-76 «Уничтожение или разрушение») – если для таможенного оформления продукции используется ТД;
– резидент предъявил документ (кроме ТД), который используется для таможенного оформления продукции, – если для такого оформления не используется ТД;
– резидент представил акт, счет (инвойс) или другой документ, который согласно условиям договора удостоверяет выполнение нерезидентом работ, предоставление услуг, передачу прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи (оплатной передачи), – во всех других случаях.
Дополнительными основаниями для снятия операции с контроля могут быть:
– сообщение другого банка, которому таможенный орган прислал информацию об этой операции резидента, о получении реестра ТД (в сообщении приводятся номер и дата реестра, вся имеющаяся в реестре информация об операции резидента, а также стоимость продукции в той части, в которой данные передаются другому банку). Причем указанное сообщение предоставляется на запрос такого резидента или запрос банка только тому банку, который назван в запросе резидента или которому резидент позволил этот запрос;
– сообщение таможенного органа, а также удостоверенная в установленном законодательством Украины порядке копия ТД, полученные на запрос резидента в случаях, определенных п. 3.7 Инструкции № 136, по бартерным конт-рактам, в которых часть товара оплачивается деньгами;
– документы, которые подтверждают поставку продукции в пользу резидента-реципиента (получателя) международной технической помощи согласно международным договорам Украины;
– договоры, счета на оплату услуг, документы, которые формирует платежная система после осуществления взаиморасчетов (используются для подтверждения факта получения резидентом услуг от международных информационных и платежных систем).
При оплате подписных периодических полиграфических изданий по надлежащим образом оформленной подписной квитанции или выставленному к оплате счету (независимо от фактического срока, за который осуществляется подписка, но не больше одного года), банк снимает такую импортную операцию с контроля, если резидент не оформляет акт, счет (инвойс) или другой документ, подтверждающий получение резидентом подписных изданий. То есть если это не предусмотрено в практике нерезидента (п. 3.4 Инструкции № 136).
В случае импорта товара без его ввоза на территорию Украины банк снимает с контроля операцию резидента исключительно при соблюдении одного из таких условий (п. 3.6 Инструкции № 136):
– зачисление выручки, полученной от нерезидента, на счет резидента в уполномоченном банке в случае продажи нерезиденту товара за пределами Украины;
– подача документов, которые подтверждают использование резидентом товара за пределами Украины на основании договоров (контрактов, соглашений), других документов, которые применяются в международной практике и могут считаться договором.
При этом осуществление контроля над экспортной операцией, по которой продукция, приобретенная резидентом по импортному договору без ее ввоза на таможенную территорию Украины, перепродается нерезиденту, возлагается на тот банк, который проводил оплату по импортному договору.
Учтите, что если предельный срок расчетов приходится на выходной, то до следующего за ним рабочего дня этот срок не продлевается (ОИР, категория 114.02).
За нарушение предельных сроков расчетов по импортным операциям (90 к. д.) ст. 2 Закона № 185 предусмотрена финансовая санкция – пеня в размере 0,3 % суммы непоставленного товара в инвалюте, пересчитанной по курсу НБУ на день возникновения задолженности, за каждый день просрочки. Общий размер начисленной пени не может превышать стоимость непоставленного товара. Пеню взыскивают налоговые органы при проведении проверки.
В связи с увеличением предельных сроков расчета с 90 к. д. до 120 к. д с 29.07.16 г. на практике может возникнуть ситуация, когда к субъектам ВЭД, нарушившим срок в 90 к. д. до 29.07.16 г., будет применяться пеня (на основании п. 2 Постановления № 342 в редакции, действовавшей до указанной даты), а вот к тем, у кого 91-й день пришелся на 29 июля, уже нет: такие СХ могут не волноваться еще в течение 30 дней (исходя из обновленной редакции Постановления № 342). Во всяком случае, других разъяснений на этот счет НБУ пока не предоставил.
Избежать начисления пени и приостановить течение срока расчетов можно в таких случаях (ст. 6 Закона № 185):
– резидент подал на поставщика-нерезидента иск о взыскании задолженности в Международный коммерческий арбитражный суд или Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Украины (далее – ТППУ), и такой иск принят к рассмотрению судом (ст. 4 Закона № 185);
– возникли форс-мажорные обстоятельства, подтвержденные справкой ТППУ или другой уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора.
Сроки расчетов с нерезидентами могут быть продлены в случаях и на условиях, указанных в ст. 6 Закона № 185.
Покупка инвалюты
Обычно для проведения расчетов по своим обязательствам субъекты хозяйствования подают в обслуживающий банк заявку на покупку инвалюты. В течение 2016 года срок выполнения поручения клиента менялся в сторону уменьшения (в этом как раз и проявилось смягчение валютного регулирования).
Сроки покупки и перечисления инвалюты
В настоящее время согласно пп. 11 п. 6 Постановления № 342 банк покупает инвалюту, предварительно перечисленную клиентом на отдельный счет в банке, не ранее следующего операционного дня.
Когда купленная инвалюта будет перечислена нерезиденту?
В Постановлении № 124 регулятором также установлены определенные ограничения. Если резидент намерен осуществить предоплату по контракту, общая стоимость которого превышает 50 тыс. долл. США, то НБУ проверяет его документы и принимает решение, разрешить или нет такую операцию. На проверку требуется время. Поэтому если регулятор дал добро, то уполномоченный банк перечисляет инвалюту не ранее третьего операционного дня со дня подачи им информации о таком платеже НБУ.
Если резидент рассчитывается с нерезидентом в гривнях (это разрешено ст. 7 Декрета № 15-93), то банк выполняет поручение клиента не раньше третьего операционного дня со дня зачисления соответствующей суммы на отдельный банковский счет (пп. 12 п. 6 Постановления № 342).
Также напомним, что НБУ имеет право устанавливать срок, в течение которого купленная по поручению резидента инвалюта должна быть использована по назначению, и порядок ее продажи при несоблюдении резидентом такого срока (ст. 3 Закона № 185). На сегодня этот срок составляет 10 рабочих дней после дня зачисления инвалюты на текущий счет резидента (абзац первый п. 3 разд. III Положения № 281).
Полную консультацию см. в Практическом руководстве «Импорт товаров и услуг: оформление и учет», 2016, № 15.