Валютное регулирование по-новому
Национальный банк Украины презентовал концепцию новой модели валютного регулирования, а также дорожную карту по ее внедрению. Новая модель является не только более либеральной по сравнению с текущей, а также соответствует международной практике – директиве ЕС 88/361/ЕЭС о свободном движении капитала – и Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС.
Новая модель валютного регулирования будет воплощена в жизнь с помощью нового законодательства, которое займет место устаревшего Декрета КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 1993 года и многочисленных нормативно-правовых актов. С начала ноября текущего года над разработкой нового законодательства работает рабочая группа при участии экспертов, привлеченных Европейской комиссией, в рамках проекта EU-FINSTAR.
В результате будет разработан проект закона "Об иностранной валюте" - единого рамочного закона, который будет определять основные принципы валютного регулирования в стране. В то же время конкретные нормы будут выведены на уровень подзаконных актов. Такой подход сделает валютное регулирование в Украине прозрачным, простым и понятным для населения, бизнеса и банков, а Национальному банку даст возможность более оперативно и эффективно реагировать на изменения состояния платежного баланса и конъюнктуры рынка. Согласно плану-графику проекта, первый проект закона будет представлен во втором квартале 2017 года.
Либерализация системы валютного регулирования на пути к целевой модели будет происходить постепенно – в несколько этапов, которые могут проходить параллельно:
• Этап 0. На начальном этапе мы намерены снять ограничения с экспортно-импортных операций и прямых иностранных инвестиций, которые направлены на повышение экспортного потенциала нашей страны.
• Этап 1. На этом этапе будут сняты ограничения портфельных инвестиций и потоков долгового капитала.
• Этап 2. На последнем этапе будут отменены все препятствия для финансовых операций физических лиц за границу.
Во внимание берутся такие факторы как уровень инфляции и темпы экономического роста, наличие существенных разрывов в платежном балансе, устойчивость финансовой системы, достаточность международных резервов, развитость финансовых рынков и защищенность прав инвесторов. В частности, ослабления временных ограничений не должно приводить к выхода инфляции за пределы целей НБУ. Кроме того, по недостаточно высоко уровня международных резервов в случае наличия избыточного предложения валюты на межбанковском валютном рынке Национальный банк должен каждый раз выбирать между ослаблением временных ограничений и покупкой валюты для наращивания резервов.
Для полного перехода к более либеральной модели валютного регулирования место жесткого валютного регулирования должна занять эффективное налоговое регулирование. По инициативе НБУ Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики уже подготовил для рассмотрения в парламенте два законопроекта, которые должны ввести в Украине 5 ключевых и самых насущных из 15 рекомендаций ОЭСР по противодействию снижению налоговой базы и перемещению прибыли за границу (или BEPS). Также они предусматривают присоединения Украины к механизму автоматического обмена информацией с фискальными органами других стран.
Сейчас, согласно рекомендациям Национального совета реформ от 25 октября 2016 года, продолжается публичное обсуждение инициативы по противодействию BEPS. Первое обсуждение состоялось в рамках заседания Целевой команды реформ финансового сектора 30 ноября 2016 года, в котором приняли участие представители Национального банка, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, проектного офиса Национального совета реформ, Независимой ассоциации банков Украины, Украинской федерации страхования, а также представители депутатского корпуса и экспертного сообщества. Доработанные по результатам обсуждений законопроекты будут внесены на рассмотрение Национальной рады реформ для дальнейшего направления в Верховную Раду Украины.