В помощь для проведения госзакупок – совместный комментарий европейских и отечественных экспертов
11 ноября этого года в рамках проекта Европейского Союза «Гармонизация системы государственных закупок со стандартами Европейского союза» (далее – Проект ЕС) состоялась презентация комментария к Закону «Об осуществлении государственных закупок» (далее – Закон № 1197), Закона «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 4851) и подзаконных актов в сфере госзакупок. Этот комментарий поможет глубже понимать положения указанных документов и правильно их толковать и применять.
Заметим, что положения Закона № 1197, вступившего в силу с 20.04.14 г., значительно отличаются от положений действующего до этой даты законодательства по государственным закупкам. Существенную разницу мы видим в определении понятия «заказчик» и некоторых процедурных аспектах.
Следует отметить, что сегодня как у самих заказчиков, так и у контролирующих органов чаще всего возникает вопрос, подпадает ли то или иное юридическое лицо под понятие «заказчик» в понимании Закона № 1197. Разобраться в данном вопросе поможет комментарий к термину «заказчик». В частности, чтобы определить, является ли заказчиком то или иное юридическое лицо, необходимо проанализировать, осуществляет ли оно деятельность на промышленной или коммерческой основе. В комментарии уделено внимание тому, как именно толковать понятие «промышленная и коммерческая основа». При этом приведены примеры, с помощью которых заказчик может самостоятельно разобраться с собственным статусом.
Отдельно рассмотрены положения ст. 5 Закона № 1197, которые регулируют вопросы недискриминации участников. Так, сегодня ч. 4 данной статьи предусмотрено, что в соответствии с утвержденным Кабмином перечнем отдельные товары, работы и услуги закупаются исключительно у субъектов хозяйствования, которые зарегистрированы и осуществляют хозяйственную деятельность на территории проведения АТО для восстановления инфраструктуры городов после завершения этой операции.
Кроме того, проанализированы вопросы, которые могут возникнуть у заказчика при составлении документации конкурсных торгов, и акцентировано внимание на распространенных ошибках при составлении конкурсной документации. В частности, подчеркнута важность подробного описания технических требований, требований по защите окружающей среды. Также проанализированы вопросы целесообразности установления того или иного квалификационного критерия и способа документального подтверждения. Внимание уделено таким основаниям для отказа участнику в участии в торгах, как связанность лиц и привлечение субъектов хозяйствования к ответственности за нарушения, предусмотренные Законом «О защите экономической конкуренции».
Более подробный комментарий см. в журнале «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» от 17.11.14 г. № 46.
Новости по теме: