Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Условия выплаты материальной помощи работникам советов

November 13, 2017

С 01.05.16 г. вступил в силу Закон от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889), которым изменены условия оплаты труда госслужащих, в том числе и порядок оказания им помощи. Повлияли ли такие изменения на порядок выплаты помощи работникам органов местного самоуправления (далее – ОМС)? В поисках ответа на данный вопрос, часто возникающий у наших читателей, рассмотрим особенности осуществления указанных выплат различным категориям работников советов и их исполнительных органов – руководителям и специалистам, служащим, рабочим.

Нормативные основания для выплаты помощи
Прежде всего отметим, что условия оплаты труда работников государственных органов, в частности госслужащих, предусмотренные Законом № 889, существенно отличаются от условий, которые сейчас применяются для работников ОМС. Это значит, что фактически принципы установления должностных окладов, надбавок за ранги и за выслугу лет, прочих надбавок и доплат, а также порядок премирования, оказания материальной помощи для госслужащих и для должностных лиц советов совершенно разные.
На сегодняшний день вопросы оплаты труда госслужащих регулируются отдельными правительственными решениями, тогда как до 01.05.16 г. для работников советов можно было применять те же нормы решений Кабмина по данному вопросу, что и для госслужащих.
Так, согласно ч. 3 ст. 51 Закона № 889 ежегодно Кабмин должен определять схемы должностных окладов для должностей госслужбы с учетом юрисдикции госорганов. В 2017 году применяется постановление КМУ от 18.01.17 г. № 15 «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» (далее – Постановление № 15), которым определены: условия оплаты труда, стимулирования, премирования всех категорий работников, включая госслужащих, служб патроната, работников, на которых возлагаются функции по обслуживанию; условия стимулирования, премирования работников.
Выплата помощи госслужащим производится согласно нормам:

  • ст. 57 Закона № 889, которая предусматривает выплату этим лицам при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска денежной помощи в размере среднемесячной зарплаты;
  • ст. 54 Закона № 889 и постановления КМУ от 08.08.16 г. № 500, которые предусматривают оказание один раз в год материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов в размере среднемесячной зарплаты согласно личному заявлению госслужащего. Решение о ее оказании принимается руководителем госслужбы соответствующего госоргана в пределах утвержденного фонда оплаты труда (далее – ФОТ). Заметим: при недостаточности средств помощь может вообще не выплачиваться.

Что касается работников ОМС, то в соответствии со ст. 21 Закона от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Закон № 2493) условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления также определяются Кабмином – на сегодняшний день это постановление КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268).
ОМС, руководствуясь Постановлением № 268, сами определяют должностные оклады, надбавки за ранг и выслугу лет, а также размеры прочих надбавок и доплат, условия премирования и оказания работникам материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и помощи для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска. То есть указанный правительственный документ служит ориентиром для установления условий оплаты труда как должностных лиц ОМС, так и служащих этих органов.
Оказание материальной помощи председателям областных, районных и районных в городах советов, их заместителям, председателям сельских, поселковых советов и городским головам осуществляется в порядке и размерах, определенных Постановлением № 268, в пределах утвержденных расходов на оплату труда, а решение о таких выплатах принимается соответствующим советом (п. 6 Постановления № 268).
Для таких категорий работающих в ОМС, как рабочие, применяются нормы приказа Минтруда от 02.10.96 г. № 77 «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Приказ № 77).
О выплате помощи этим лицам узнаете далее из этой консультации.
Напомним еще об одной важной детали, в полной мере касающейся и ОМС, финансирование которых осуществляется за счет средств местных бюджетов: согласно ст. 51 Бюджетного кодекса фактические расходы на заработную плату, включая расходы на премии и прочие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, должны осуществляться руководителями бюджетных учреждений лишь в пределах фонда зарплаты, утвержденного в сметах. Сметы должны быть составлены в соответствии с Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основными требованиями к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228.
Размер заработной платы за работу на основании трудового договора зависит от профессионально-деловых качеств работника, сложности и условий выполняемой им работы, ее результатов, а также от результатов деятельности предприятия, учреждения, как это предусмотрено общими положениями разд. I Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108).
То есть, поскольку материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов и помощь для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска являются составляющими заработка работников совета, порядок и условия их выплаты из фонда зарплаты совета должны корреспондироваться с возможностями сметы соответствующего ОМС.

Помощь должностным лицам и служащим ОМС

Помощь на оздоровление
Согласно ст. 21 Закона № 2493 должностным лицам местного самоуправления предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней (далее – к. д.) с выплатой помощи на оздоровление в размере должностного оклада. По определению данного Закона, к таким лицам относятся лица, которые работают в ОМС, имеют соответствующие должностные полномочия по осуществлению организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций, получают зарплату за счет местного бюджета. На практике речь идет о лицах, которым присвоен ранг должностного лица местного самоуправления и которые занимают, в частности, должности:

  • председателей советов, их заместителей, секретарей советов (руководители);
  • руководителей структурных подразделений советов и специалистов (должностные лица советов).

Служащие, которым ранги не присваиваются, в эту «когорту» не включены.
В то же время пп. 3 п. 2 Постановления № 268 предусмотрено право руководителя соответствующего органа оказывать работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и помощь для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячной зарплаты работника. Данная норма применяется к следующим категориям работников советов:

  • руководители;
  • должностные лица ОМС (специалисты советов);
  • служащие (секретарь руководителя, руководитель военно-учетного стола, делопроизводитель).

Фактически в правительственном решении речь идет об оказании помощи двух видов (в отличие от одного, предусмотренного Законом № 2493), и согласно практике их выплаты в условиях действия Постановления № 268 каждая из них равна размеру среднемесячного заработка работника.
Важно то, что должностным лицам советов согласно Закону № 2493 гарантируется так называемая «оздоровительная» помощь в размере должностного оклада, установленного по занимаемой ими должности. Согласно Постановлению № 268, как видим, ее размер значительно выше, однако эта выплата не может превышать среднемесячного заработка работника. Поэтому конкретизация размера такой выплаты должна быть предусмотрена в локальном документе совета, о чем детальнее расскажем далее в отдельном разделе.
Обращаем внимание, что особенностью оказания помощи для оздоровления есть факт оформления ежегодного отпуска. Если работник не оформляет отпуск, то претендовать на такую помощь оснований у него нет.
В письмах Минтруда и соцполитики от 19.07.10 г. № 671/13-84-10 и от 11.09.13 г. № 10212/0/14-13/13 сказано, что при формировании ФОТ на соответствующий бюджетный год для каждого работника предусматривается одна помощь для оздоровления.
Поэтому «оздоровительная» помощь обычно начисляется одновременно с оформлением работнику ежегодного отпуска и выплачивается ему вместе с отпускными выплатами. Но может произойти, что работник оформляет отпуск, а объем расходов на оплату труда, принятый в смете соответствующего совета или его исполнительного органа, недостаточен для выплаты указанной помощи. В таком случае в приказе о предоставлении лицу ежегодного отпуска и проведении соответствующих начислений советуем указать, что помощь для оздоровления будет выплачена позже (но обязательно – до конца текущего бюджетного года).

Полный текст консультации см. в "Баланс-Бюджет" № 46, который вышел из печати 13.11.17 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!