Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Учетная политика бюджетного учреждения: разработка и практическое применение

June 12, 2015

Современные подходы к определению учетной политики: законодательная база
Особенностью бюджетных учреждений и их отличием от других субъектов хозяйствования является то, что в своей деятельности они должны соблюдать как общее законодательство по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, так и бюджетное, являющееся приоритетным перед другими исходя из норм ч. 2 ст. 4 БК. Именно с учетом специфики деятельности субъектов государственного сектора Минфином были разработаны и утверждены стандарты бухгалтерского учета в государственном секторе.
Первый вывод: распорядитель бюджетных средств в распорядительном документе об учетной политике бюджетного учреждения не должен дублировать общегосударственные нормы, определенные в НП(С)БУГС и отраслевых методических рекомендациях. Только в случае, если существует (остается) возможность выбора принципов оценки статей отчетности, методов учета, а также сроков полезного использования основных средств и нематериальных активов, в распорядительном документе прописывается выбранный вариант и особенности его применения в отношении соответствующего объекта учета.
Вывод второй: формирование учетной политики распорядителем бюджетных средств должно базироваться на соблюдении им требований главного распорядителя бюджетных средств относительно определенных им единых подходов к учетной политике по соответствующим объектам.

Практические советы по определению единых подходов к учетной политике

В качестве примера определения единой методологии учета по соответствующим объектам для распорядителя бюджетных средств любого уровня можно привести отдельные требования НП(С)БУГС 121 и Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, которые предусматривают возможность выбора подходов к учету операций с объектами основных средств (далее – ОС) в зависимости от установленных критериев.
Рассмотрим несколько примеров:
1. В п. 3 разд. ІІ НП(С)БУГС 121 определено, что основные средства классифицируются по группам, одна из которых – «Прочие необоротные материальные активы» (п. 3.2). В свою очередь, эта группа имеет детализацию на подгруппы, рекомендации по отнесению к которым даны в Методрекомендациях «Основные средства». В частности, п. 1.2 «Прочие необоротные материальные активы» разд. ІІ данных Методрекомендаций включает подгруппу «белье, постельные принадлежности, одежда и обувь», к которой перечисленные в названии объекты можно отнести только при условии систематического получения значительного их объема для деятельности бюджетного учреждения. При таких требованиях, конечно, возникает необходимость со стороны главного распорядителя бюджетных средств определиться по поводу «значительных объемов» и «для деятельности учреждения», поскольку в противном случае указанные объекты должны учитываться в подгруппе «Прочие необоротные материальные активы», а не с разбивкой по конкретным их видам.
2. Исходя из требований абзаца второго п. 1 разд. ІІ НП(С)БУГС 121 по поводу признания единицы и первоначальной оценки ОС, состоящих из частей, имеющих разный срок полезного использования (эксплуатации), возникают основания для главного распорядителя бюджетных средств определиться с едиными подходами к учету однотипных объектов, используемых в деятельности распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня.
Не может быть, что, например, однотипные по техническим характеристикам, назначению и условиям использования ОС учитываются по-разному. Например, здание состоит из разных конструктивных элементов, имеющих разный срок эксплуатации: системы отопления (20 лет), крыша (15 лет), основная конструкция (40 лет). Бюджетное учреждение может учитывать каждый конструктивный элемент здания как отдельный объект ОС либо может принять решение отражать здание как один объект ОС. Варианты учета могут зависеть от сферы деятельности распорядителя бюджетных средств, оснований (обстоятельств) для планирования по соответствующим направлениям расходов на будущий отчетный период, в частности на ремонт (текущий или капитальный) для поддержки объекта ОС в дееспособном состоянии и т. п. Как правило, требует отдельного внимания система отопления для бюджетных учреждений социальной сферы, поскольку выход ее из эксплуатации по различным причинам может привести к негативным социальным последствиям.
3. Существует право выбора субъекта госсектора относительно применения им либо типовых, либо отраслевых сроков полезного использования ОС в зависимости от факторов, определенных п. 4 разд. ІV НП(С)БУГС 121 и п. 3 разд. V Методрекомендаций «Основные средства». Выбранный вариант для конкретных объектов ОС должен распространяться на все аналогичные объекты, относящиеся к соответствующей группе (подгруппе) ОС, что станет подтверждением единых подходов к учету со стороны распорядителя бюджетных средств.
4. Бюджетное учреждение – распорядитель бюджетных средств нижестоящего уровня имеет право в рамках единых подходов главного распорядителя бюджетных средств разработать систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля, расширив классификацию ОС на отдельные группы (подгруппы) в зависимости от потребности управления.

Более подробную консультацию см. в журнале «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» от 15.06.15 г. № 24.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!