Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Учет земельных участков: точки соприкосновения бюджетного и земельного законодательства

August 19, 2016

На сегодняшний день вопрос оприходования в бухгалтерском учете земельных участков бюджетными учреждениями становится сложнее, поскольку при этом должны учитываться не только нормы Бюджетного кодекса (далее – БК), НП(С)БУГС 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.10 г. № 1202 (далее – Приказ № 1202), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации «Основные средства»), но и нормы Земельного кодекса и правовые основы земельного законодательства, в частности, по обретению права на пользование земельным участком и оценке земель. Поэтому в данной консультации мы проанализируем нормы упомянутых нормативных документов и дадим рекомендации, как правильно отражать в бухучете бюджетных учреждений предоставленные им земельные участки.

Отражение в бухучете операций с землей

Напомним, что именно НП(С)БУГС 121 и Методрекомендации «Основные средства» с 01.01.15 г. определяют методологические основы формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в финансовой отчетности информации об основных средствах, в частности земельных участках. Поэтому положения данных нормативно-правовых актов, как предусмотрено ст. 56 БК, должны учитываться бюджетными учреждениями при ведении бухгалтерского учета.

Согласно Закону от 16.07.99 г. № 996-XIV основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты осуществления таких операций и которые для подтверждения фактов осуществления хозяйственных операций должны содержать обязательные реквизиты, определенные данным Законом.

Как отмечено в Порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (приложение 1 к Плану счетов, утвержденному приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611, далее – План счетов), земля, которая согласно действующему законодательству приобретена и/или предоставлена для пользования учреждению, в том числе сдана в аренду, учитывается на субсчете бухучета 101 «Земельные участки».

В соответствии с п. 12 разд. ІІІ Методрекомендаций «Основные средства» земельные участки учитываются на основании документов, установленных законодательством.

Правоустанавливающим документом на землю является Государственный акт на землю. Также права на землю могут подтверждаться договором купли-продажи, договором аренды и т. п. Государственные акты на землю бывают следующих видов:

·          на право частной собственности на землю;

·          на право собственности на землю;

·          на право собственности на земельный участок;

·          на право постоянного пользования землей.

То есть бюджетные учреждения, имеющие государственный акт на землю, которым удостоверяется право собственности на земельный участок или право постоянного пользования и устанавливается площадь, имеют основания для бухучета земельных участков.

Если бюджетное учреждение не провело экспертную оценку земли для отражения ее в бухучете (как предусмотрено ст. 13 Закона от 11.12.03 г. № 1378-IV «Об оценке земель») в связи с отсутствием бюджетных ассигнований на соответствующую цель, то комиссия, созданная по приказу руководителя, может принять решение о временном применении нормативной оценки (учетная оценка). Такое решение закрепляется в распорядительном документе об учетной политике бюджетного учреждения.

Заметим, что расчет нормативной стоимости участка осуществляется территориальными органами Госземагентства. Результат этого расчета — выписка из технической документации. Нормативная денежная оценка приводится также в извлечении из Государственного земельного кадастра.

В случае проведения экспертной денежной оценки земельного участка соответственно увеличивается учетная оценка земельной оценки, то есть увеличивается стоимость земельной оценки.

Земельные участки не подлежат амортизации (п. 2 разд. IV НП(С)БУГС 121).

В бухгалтерском учете операции с земельными участками отражаются в соответствии с Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета, приведенной в приложении 2 к Плану счетов (см. табл. 1).

Таблица 1


п/п

Содержание операции

Корреспонденция субсчетов

Номер строки приложения 2 к Плану счетов

Дт

Кт

1

2

3

4

5

1

Оприходование в бухучете земельного участка (полученного в соответствии с законодательством в постоянное пользование)

101

401

1.7

2

На сумму увеличения стоимости земельной оценки в связи с проведением экспертной оценки

101

401

Учетная политика

При этом следует напомнить, что проводки, не предусмотренные Типовой корреспонденцией, в соответствии с п. 6 Плана счетов могут утверждаться бюджетными учреждениями в распорядительном документе об учетной политике (п. 2 разд. I Методрекомендаций «Учетная политика»).

Обращаем внимание, что право постоянного пользования земельным участком не относится к нематериальным активам (п. 2 разд. ІІ НП(С)БУГС 122, утвержденного Приказом № 1202), а значит, и не учитывается в составе нематериальных активов.

Отчетность

В соответствии с Порядком составления финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденным приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44, стоимость оприходованного земельного участка отражается в строках 122 «Первоначальная (переоцененная стоимость)» Актива и 330 «Фонд в необоротных активах» Пассива формы № 1 «Баланс».

Кроме того, информация о земельных участках приводится среди прочей информации в строке 100 «Основные средства» формы № 5 «Отчет о движении необоротных активов».

Применение формы операции

По поводу корректности отражения бюджетными учреждениями в учете операций в натуральной форме сейчас ведется много дискуссий, касающихся, прежде всего того, какие именно операции необходимо относить к данной категории.

Нормативно-правовые акты, регулирующие процедуры казначейского обслуживания бюджетов по расходам, не определяют перечня операций, которые могут осуществляться в натуральной форме.

Нормы п. 12.7 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938 (далее – Порядок № 938), и п. 11.16 Порядка казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденного приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407 (далее – Порядок № 1407), определяют механизм получения органами Казначейства информации о проведенных распорядителями бюджетных средств операциях в натуральной форме в соответствии с законодательством. Такие операции проводятся в пределах плановых показателей и отражаются в бухгалтерском учете исполнения бюджета. Распорядители бюджетных средств не позднее последнего рабочего дня месяца составляют и подают в органы Казначейства Справку о поступлениях в натуральной форме, форма которой приведена в приложении 27 к Порядку № 938 и в приложении 35 к Порядку № 1407.

Заметим, что в соответствии с вышеупомянутыми нормативно-правовыми актами именно распорядители бюджетных средств обеспечивают законность и достоверность проведенных операций в натуральной форме.

Поэтому попробуем разобраться, что было заложено в основу операций в натуральной форме, и проанализировать всю хронологию норм законодательства.

История представления в орган Казначейства справки об операциях в натуральной форме начинается еще в 2004 году в соответствии с письмом Госказначейства от 12.05.04 г. № 07-04/960-3876 «О порядке отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с поступлениями в натуральной форме». В тот период времени Госказначейство в соответствии с законодательством было регулятором по вопросам казначейского обслуживания бюджетных средств и бухгалтерского учета и отчетности. Согласно данному письму справки подавались распорядителями бюджетных средств в органы Казначейства только в случае получения в натуральной форме гуманитарной помощи, грантов и подарков.

Сейчас общие принципы благотворительной деятельности в Украине, правовое регулирование отношений в обществе, направленных на развитие благотворительной деятельности, утверждение гуманизма и милосердия, определяет Закон от 05.07.12 г. № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 5073). Данный Закон обеспечивает благоприятные условия для создания и деятельности благотворительных организаций, определяет сферу благотворительной деятельности, виды благотворительной деятельности и, самое важное, что субъектами благотворительной деятельности являются благотворительные организации, которые созданы и действуют в соответствии с данным Законом, а также другие благотворители и бенефициары. То есть безвозмездная передача средств и имущества в собственность бенефициара может осуществляться исключительно субъектами благотворительной деятельности.

Вопросы гуманитарной помощи регулируются Законом от 22.10.99 г. № 1192-XIV «О гуманитарной помощи» (далее – Закон № 1192). Согласно ст. 11 данного Закона бухучет гуманитарной помощи и соответствующая отчетность осуществляются получателями гуманитарной помощи и приобретателями гуманитарной помощи (юридическими лицами) в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики. То есть порядок должен быть определен Минфином.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что операции в натуральной форме осуществляются распорядителями бюджетных средств в соответствии с Законами № 1192 и № 5073.

Если бюджетное учреждение использует земельный участок на правах постоянного пользования, что подтверждается соответствующим актом на землю, то при оприходовании в бухучете такого участка оно не отражает такую операцию как осуществленную в натуральной форме и соответственно не составляет и не подает в орган Казначейства вышеупомянутую справку.

В пользу этого свидетельствует и методика отражения в бухучете операций, приведенная в приложении 2 к Плану счетов.

Уплата в бюджет земельного налога

Напомним, что в Плане счетов для учета расчетов с бюджетом предназначен субсчет 641 «Расчеты по налогам и сборам в бюджет», аналитический учет по которому ведется в разрезе видов налогов, уплачиваемых учреждением.

В бухучете бюджетного учреждения операции по начислению и уплате в соответствии с законодательством в бюджет платы за землю отражаются с применением субсчетов Плана счетов (см. табл. 2).

Таблица 2


п/п

Содержание операции

Корреспонденция субсчетов

Номер строки приложения 2 к Плану счетов

Дт

Кт

1

2

3

4

5

1

Начислен земельный налог

801–802, 811

641

7.5

2

Перечислен в бюджет земельный налог

641

321, 323

3.10

Порядок уплаты бюджетными учреждениями земельного налога за земельные участки под зданиями, переданными в аренду, и отражения этих операций в учете подробно рассматривался в предыдущих номерах нашего издания (см. «БАЛАНС-БЮДЖЕТ», 2016, № 30, с. 21–22).

Важно! Бюджетное учреждение – плательщик земельного налога перечисляет в бюджет платежи в соответствии со сметой по КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы» (п. 2.6 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333).

Источник: «БАЛАНС-БЮДЖЕТ», 2016, № 34.

[p3195]

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!