Учет расходов на подписку электронных периодических изданий

Электронные периодические издания в последнее время приобретают все большую популярность среди работников бюджетных учреждений. В связи с этим возникает вопрос: по какому КЭКР осуществлять расходы на их подписку: 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (так же, как на подписку бумажной версии издания) или 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» – как оплату информационных услуг. Разберемся в нем подробно.
Что такое электронное издание
В соответствии с пп. 2.2.1 п. 3 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333 (далее – Инструкция № 333), расходы по приобретению или подписке на периодические, справочные, информационные издания, приобретение и изготовление учебников и книг проводятся по КЭКР 2210.
Ранее о формате указанных изданий (бумажный или электронный) в Инструкции № 333 ничего не было сказано. Однако после внесения изменений в нее согласно приказу Минфина от 14.02.17 г. № 135 упомянутый подпункт после слов «информационных изданий» дополнен словами «в том числе электронных». Это значит, что расходы по подписке на электронные и бумажные издания следует проводить по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».
В соответствии с ДСТУ 7157:2010 «Издания электронные» электронное издание – это электронный документ, который прошел редакционно-издательскую обработку, имеет исходные сведения и предназначен для распространения в неизменном виде.
Чтобы оформить подписку на электронные издания, нужно минимум времени и усилий, выделяя такие этапы: заключение договора (редакция отправляет на e-mail); оплата подписки (оформление договора и счета на оплату); получение доступа к электронной версии журналов на соответствующий период (пароль или код).
В договоре и счете на оплату нужно написать «подписка на периодические электронные издания» или «подписка на электронные газеты (журналы)».
Заметим: распорядители бюджетных средств для закупки периодических изданий могут предусматривать в договорах о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства в соответствии с надлежащим образом оформленным решением главного распорядителя бюджетных средств предварительную оплату на срок не более одного года (пп. 5 п. 1 постановления КМУ от 23.04.14 г. № 117 «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, которые закупаются за бюджетные средства»). Обычно главные распорядители дают разрешение на предоплату, издав соответствующий приказ в начале бюджетного года.
Бюджетные учреждения могут оформлять договор на подписку на месяц, квартал, на полгода, на год. В зависимости от периода подписки в бухучете такие операции будут отражаться на разных счетах.
Бухгалтерский учет
Стоит заметить, что в бухучете операции по подписке на электронную версию журнала отражаются такими же бухгалтерскими проводками, как и печатной версии журнала.
Если подписка оформлена на полгода или на год, то согласно Плану счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденному приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203, она отражается на субсчете 2911 «Расходы будущих периодов распорядителей бюджетных средств», предназначенном для учета и обобщения информации относительно осуществленных расходов в отчетном периоде, которые подлежат отнесению на расходы в будущих отчетных периодах. По дебету этого субсчета отражается накопление расходов будущих периодов, по кредиту – списание (распределение) расходов будущих периодов и включение их в состав расходов отчетного периода.
К расходам будущих периодов бюджетные учреждения относят такие расходы: уплаченные авансом арендные платежи (за несколько отчетных периодов), стоимость подписки на периодические издания (квартал, полугодие, год) и т. п.
В Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219 (далее – Приказ № 1219), нет информации по учету подписки на периодические электронные издания. Поэтому бюджетное учреждение, руководствуясь Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным Приказом № 1219, может самостоятельно определить корреспонденцию субсчетов для подписки на периодические электронные издания в приказе об учетной политике (рекомендовано оформить это как приложение к приказу об учетной политике).