Учет операций по выплатам мобилизованным работникам
Общие положения
Прежде всего отметим, что согласно ст. 119 КЗоТ работодатели, в том числе бюджетные учреждения, должны сохранять, то есть начислять и выплачивать, мобилизованным работникам среднюю заработную плату за время их службы. Выплаченный средний заработок компенсируется работодателям из госбюджета в порядке, определенном Кабмином.
Во исполнение упомянутой нормы постановлением КМУ от 04.03.15 г. № 105 был утвержден соответствующий Порядок выплаты компенсации (далее – Порядок № 105). Об изменениях в данные постановление и Порядок, внесенные постановлением КМУ от 04.11.15 г. № 911, см. на с. 8 этого номера. В результате изменений, в частности, конкретизировано, что компенсации будет подлежать средний заработок, который сохранялся за мобилизованными работниками и в прошлом году.
Как предусмотрено п. 4 Порядка № 105, для получения компенсации бюджетное учреждение представляет ежемесячно до 15-го числа органу социальной защиты населения отчет о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам. Теперь в отчет включаются фактические расходы на выплату компенсации среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, в том числе за 2014 год.
Рассмотрим, как отражаются осуществленные операции в бухучете, а также финансовой и бюджетной отчетности.
Бухучет и отчетность
Методологические основы формирования в бухучете информации о выплатах работникам устанавливает НП(С)БУГС 132 «Выплаты работникам», утвержденное приказом Минфина от 29.12.12 г. № 1798. Как предусмотрено п. 3 разд. ІІ НП(С)БУГС 132, выплаты за неотработанное время признаются обязательствами бюджетного учреждения. Согласно определению, приведенному в п. 3 разд. І НП(С)БУГС 132, выплаты за неотработанное время – это выплаты, право на которые имеет работник.
При этом следует помнить, что обязательства отражаются в балансе по сумме погашения с учетом особенностей, определенных бюджетным законодательством. Нормы данного стандарта применяются как бюджетными учреждениями, у которых возникают обязательства по выплате среднего заработка, так и органами социальной защиты населения, в учете которых должны отражаться обязательства по выплате компенсаций работодателям.
В этом контексте напомним нормы Бюджетного кодекса (далее – БК), регулирующие порядок взятия распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств, и особенности осуществления отдельных расходов. Так, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 48 БК распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет. Взятые распорядителем бюджетных средств обязательства без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БК и законом о госбюджете (решением о местном бюджете), являются недействительными. Взятие таких обязательств считается нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются.
Руководители бюджетных учреждений содержат численность работников и осуществляют фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного для бюджетных учреждений в сметах.
Кроме того, в соответствии с требованиями п. 13 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59, главный бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет контроль за соответствием взятых бюджетных обязательств соответствующим бюджетным ассигнованиям, паспорту бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе) и соответствием платежей взятым бюджетным обязательствам и бюджетным ассигнованиям.
Учет и отчетность в бюджетных учреждениях
Обобщение в бухучете фактических расходов учреждения на оплату труда осуществляется на соответствующих субсчетах 8-го класса «Расходы» Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611 (далее – План счетов).
Начисление средней заработной платы работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, и ее выплата отражаются в бухгалтерском учете с применением проводок, приведенным в Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, приведенной в приложении 2 (далее – приложение 2) к Плану счетов (см. таблицу).
№ п/п |
Содержание операции |
Корреспонденция субсчетов |
Примечание |
|
Дт |
Кт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Начисление средней зарплаты мобилизованным работникам |
801, 802, 811, 813 |
661 |
Стр. 6.1 приложения 2 |
2 |
Выплата средней заработной платы |
661 |
313, 321, 323, 326 |
Стр. 6.9 приложения 2 |
На сумму фактических расходов на выплату компенсации среднего заработка работников, включенных в отчет, представленный бюджетным учреждением в орган социальной защиты населения, составляется проводка по дебету счета 364 и кредиту соответствующего счета 8-го класса (801, 802, 811–813).
Отражение бюджетным учреждением в учете операций по поступлению на соответствующий счет компенсационных выплат осуществляется в зависимости от источника проведенных расходов (общий или специальный фонд) и бюджетного периода (текущий или предыдущий), в котором были проведены фактические выплаты.
Так, на восстановление кассовых расходов согласно законодательству относится поступление средств по расходам, проведенным в текущем бюджетном периоде по Дт соответствующего субсчета счетов 31 «Счета в банках» и/или 32 «Счета в казначействе» и Кт 364. То есть закрываются расчеты по субсчету 364.
Что касается поступлений компенсации расходов на выплату среднего заработка, которые были проведены в прошлом году, то здесь следует учесть нормы п. 2.4 Порядка бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 02.04.14 г. № 372. В данном пункте определено, что суммы средств, поступающие в текущем бюджетном периоде на регистрационные, специальные регистрационные счета, открытые в органах Казначейства, или текущие счета, открытые в учреждениях банков (кроме собственных поступлений), в качестве возврата дебиторской задолженности, возникшей в предыдущих бюджетных периодах, перечисляются в доходы общего фонда соответствующего бюджета. При этом отразить такую операцию следует с помощью проводок:
· Дт 321, 326 – Кт 364;
· Дт 431, 432 – Кт 642;
· Дт 642 – Кт 321, 326.
Если же средства поступают в текущем бюджетном периоде на специальные регистрационные счета по собственным поступлениям, открытые в органах Казначейства, или текущие счета, открытые в учреждениях банков, в качестве возврата дебиторской задолженности, возникшей в предыдущих бюджетных периодах, за счет собственных поступлений бюджетных учреждений корректируется результат исполнения сметы с одновременным увеличением доходов текущего периода. При этом составляются проводки:
· Дт 313, 323 – Кт 364;
· Дт 432 – Кт 711.
В соответствии с п. 1.11 Порядка составления финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44, средства, которые в течение отчетного периода поступают на имя распорядителей и получателей бюджетных средств на восстановление кассовых расходов согласно законодательству, отражаются в соответствующих формах бюджетной отчетности как уменьшение кассовых расходов по тому коду экономической классификации расходов, по которому они были проведены в предыдущих отчетных периодах в пределах одного бюджетного периода.
Незавершенные расчеты (дебиторская задолженность) отражаются бюджетным учреждением в форме Отчета о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м) по тому коду бюджетной классификации расходов, по которому проводились фактические расходы на выплату среднего заработка.
В форме № 1 «Баланс» незавершенные расчеты приводятся в общеустановленном порядке по строке 181 актива.
Более подробную консультацию см. в журнале «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» от 23.11.15 г. № 47.