Субвенция на инклюзивное образование: порядок и условия использования
Акценты этой статьи:
- порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на оказание государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями (далее – ООП);
- особенности использования средств данной субвенции до конца 2017 года;
- оплата труда специалистов, которые проводят дополнительные коррекционно-развивающие занятия.
Перераспределение субвенции между бюджетами
Постановлением КМУ от 14.02.17 г. № 88 утверждены Порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на оказание государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями (далее – Порядок № 88).
Как определено п. 3 Порядка № 88, субвенция направляется на оказание государственной поддержки лицам с ООП, которые учатся в специальных и инклюзивных классах заведений общего среднего образования, кроме школ-интернатов, специальных школ (школ-интернатов), санаторных школ (школ-интернатов) и учебно-реабилитационных центров, а именно детям слепым и со сниженным зрением, глухим и со сниженным слухом, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушением интеллектуального развития, со сложными нарушениями развития (в т. ч. с расстройствами аутического спектра).
Распределение субвенции между бюджетами районов, городов областного значения и объединенных территориальных громад (далее – ОТГ) проводят областные и Киевская городская госадминистрации пропорционально количеству детей с ООП, указанных в п. 3 Порядка № 88.
Объемы межбюджетных трансфертов отдельно для каждого из соответствующих местных бюджетов по бюджетной программе 2211220 «Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на оказание государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями» на 2017 год утверждены в приложении 7 к Закону от 21.12.16 г. № 1801-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» в общей сумме 209 458,3 тыс. грн. С учетом перераспределения объема указанной субвенции в соответствии с распоряжением КМУ от 04.07.17 г. № 441-р она рассчитана на 9 304 человека с ООП, которые учатся в специальных и инклюзивных классах, из расчета 22 512,70 грн. на одного ребенка.
Заметим, что сумма 22,5 тыс. грн. на одного ребенка является расчетной. Бюджетный период не совпадает с учебным годом в школе, и средства субвенции, утвержденные в бюджете 2017 года, выделены на оказание государственной поддержки как детям, которые учились в январе – мае 2017 года, так и тем, которые учатся в инклюзивных и специальных классах с 1 сентября текущего года.
Поэтому для обеспечения оказания господдержки детям с ООП, которые пришли учиться в инклюзивные и специальные классы с 1 сентября текущего года, областные и Киевская городская госадминистрации должны провести перераспределение остатков субвенции между бюджетами районов, городов областного значения и ОТГ пропорционально количеству всех детей с ООП, которые учатся в инклюзивных и специальных классах.
Учитывая опыт текущего года, считаем, что областным и Киевской городской госадминистрациям целесообразно проводить перераспределение субвенции между бюджетами районов, городов областного значения и ОТГ два раза в год:
- в начале года – половину объема субвенции пропорционально количеству лиц с ООП, которые учатся в январе – мае текущего года;
- в августе – вторую половину объема субвенции с учетом остатков пропорционально количеству лиц с ООП, которые учатся в инклюзивных и специальных классах с 1 сентября текущего года.
Использование субвенции
Перечень расходов, на оплату которых можно направлять указанную субвенцию, определен в п. 4 Порядка № 88, а именно:
- проведение (оказание) дополнительных коррекционно-развивающих занятий (услуг), которые определены индивидуальной программой развития для учеников инклюзивных классов и рабочим учебным планом (индивидуальным учебным планом ученика) для учеников специальных классов;
- приобретение специальных средств коррекции психофизического развития, помогающих ребенку овладеть учебной программой.
В ноябре постановлением КМУ от 15.11.17 г. № 863 (далее – Постановление № 863) внесены изменения в Порядок № 88. В частности:
- увеличен предельный размер общего объема субвенции на приобретение специальных средств коррекции психофизического развития, которые помогают ребенку овладеть учебной программой, с 20 до 35 %;
- разрешена закупка специальных средств коррекции психофизического развития для общего пользования, если в заведении несколько детей с ООП с одинаковыми нозологиями;
- определено, что типовой перечень специальных средств коррекции психофизического развития для детей с ООП будет утвержден приказом МОН и размещен на официальном сайте МОН;
- урегулировано использование средств субвенции для учеников специальных классов заведения общего среднего образования, в котором коррекционно-развивающие занятия определены не индивидуальной программой развития ребенка, а рабочим учебным планом класса (индивидуальным учебным планом ученика);
- Порядок № 88 дополнен новыми приложениями, в которых приведена форма Типового договора на проведение (оказание) коррекционно-развивающих занятий (услуг), заключаемого между руководителем заведения общего среднего образования или соответствующего управления образованием и специалистом, и Акта приемки проведенных (оказанных) коррекционно-развивающих занятий (услуг).
Кроме того, Постановлением № 863 разрешено в 2017 году средства субвенции, не использованные в течение января – августа текущего года, направлять на приобретение специальных средств коррекции психофизического развития. В то же время ограничение объема средств на приобретение указанных средств, установленное п. 4 Порядка № 88, не применяется. То есть в 2017 году расходы на приобретение спецсредств коррекции психофизического развития не ограничивается 35 % от общего объема субвенции.
Поскольку на сегодняшний день еще не утвержден типовой перечень специальных средств коррекции психофизического развития для детей с ООП, которые учатся в инклюзивных и специальных классах, то для определения таких средств следует пользоваться Базовым перечнем коррекционных средств обучения и реабилитационного оборудования для специальных общеобразовательных учебных заведений (классов) для детей, нуждающихся в коррекции физического и/или умственного развития, утвержденным приказом МОН от 11.04.06 г. № 289.
На какие расходы можно направлять субвенции в случае обучения в инклюзивных классах?
Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях утвержден постановлением КМУ от 15.08.11 г. № 872 (далее – Порядок № 872). Согласно этому Порядку учебно-воспитательный процесс в классах с инклюзивным обучением осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом общеобразовательного учебного заведения (далее – ОУЗ), составленным на основе типовых учебных планов ОУЗ.
В п. 12 Порядка № 872 определено, что в соответствии с индивидуальными особенностями учебно-познавательной деятельности на каждого ученика с ООП составляется индивидуальная программа развития, где приводится информация о потребностях ученика, в том числе касающихся технических приспособлений, дополнительных услуг (коррекционно-развивающие занятия), определенных на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации (инклюзивно-ресурсного центра).
Индивидуальная программа развития разрабатывается группой специалистов с обязательным привлечением родителей ученика или его законных представителей, которые и определяют потребность ученика в отношении учебной программы, средств коррекции, оборудования и других средств, необходимых для овладения учебной программой.
То есть для учеников инклюзивных классов за счет этой субвенции оплачиваются все коррекционно-развивающие занятия, определенные индивидуальной программой развития.
На какие расходы можно направлять субвенции в случае обучения в специальных классах?
Что касается проведения коррекционно-развивающих занятий в специальных классах, то здесь есть некоторые нюансы.
Обучение учеников с ООП в специальных классах урегулировано Положением о специальных классах для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденным приказом МОН от 09.12.10 г. № 1224.
Учебно-воспитательный процесс в таких классах осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом, составленным на основе типовых учебных планов специальных ОУЗ для детей, нуждающихся в коррекции физического и(или) умственного развития, в котором приведены перечень коррекционно-развивающих занятий и количество часов для их проведения.
То есть коррекционно-развивающие занятия, определенные в типовых учебных планах специальных ОУЗ, являются обязательной инвариантной составляющей и оплата их проведения производится за счет образовательной субвенции. Оплата труда специалистов, которые проводят такие занятия, как и других учителей, проводится по тарификации.
За счет инклюзивной субвенции в специальных классах оплачивается проведение дополнительных, по сравнению с типовым учебным планом специального ОУЗ, коррекционно-развивающих занятий (услуг), определенных рабочим учебным планом (индивидуальным учебным планом ученика). То есть рабочий учебный план специального класса может содержать более широкий перечень коррекционно-развивающих занятий (услуг), нежели определенный в типовом учебном плане специального ОУЗ. Отметим, что Примерный перечень дополнительных коррекционно-развивающих занятий (услуг) для детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в специальных и инклюзивных классах заведений общего среднего образования, приведенный в приложении 1 к Порядку № 88, включает в себя более широкий перечень занятий (услуг), нежели определено в типовых учебных планах специальных ОУЗ.
Как оплачивается труд специалистов, которые проводят дополнительные коррекционно-развивающие занятия?
Дополнительные коррекционно-развивающие занятия (услуги), как сказано в п. 6 Порядка № 88, проводятся (оказываются) специалистами (из числа работников заведения общего среднего образования и в случае необходимости – дополнительно привлеченными специалистами), с которыми заведение общего среднего образования или соответствующий орган управления образованием заключают гражданско-правовые договоры. Образец Типового договора на проведение (оказание) коррекционно-развивающих занятий (услуг) приведен в приложении 3, а примерный перечень таких услуг – в приложении 1 к Порядку № 88.
Оплата труда указанных специалистов за проведение (оказание) коррекционно-развивающих занятий (услуг), определенных индивидуальной программой развития для учеников инклюзивных классов, и дополнительных коррекционно-развивающих занятий (услуг), определенных рабочим учебным планом (индивидуальным учебным планом ученика) для учеников специальных классов, осуществляется по ставкам почасовой оплаты труда работников всех отраслей экономики за проведение учебных занятий в размерах, предусмотренных для доцента или кандидата наук, которые проводят учебные занятия с учениками школ, установленным в приложении 5 к постановлению КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы». Такие нормы содержатся в измененном согласно Постановлению № 863 Порядке № 88.
Продолжительность групповых или индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учеников с ООП определена в Порядке организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденном постановлением КМУ от 15.08.11 г. № 872. В частности, продолжительность группового коррекционно-развивающего занятия составляет 35–40 минут, индивидуального – 20–25 минут. Несмотря на сокращенную продолжительность коррекционно-развивающего занятия, его проведение оплачивается по часовой ставке.
Оплата проведенных (оказанных) коррекционно-развивающих занятий (услуг) производится ежемесячно на основании актов, составленных по форме, приведенной в приложении 4 к Порядку № 88.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 50, который вышел из печати 11.12.17 г.