С единого налога четвертой группы – на общую систему: нюансы перехода
Для кого эта статья: для тех сельхозпредприятий, которые утратили право применения единого налога (далее – ЕН) четвертой группы или добровольно отказались от него и перешли на общую систему налогообложения.
Как известно, в текущем году значительно возросла ставка ЕН четвертой группы. Вместе с этим возросла и требовательность налоговиков при предоставлении аграриям статуса плательщика данного налога. Поэтому некоторые сельхозпредприятия не смогли стать в текущем году плательщиками ЕН четвертой группы либо решили, что это для них нецелесообразно, и перешли на общую систему налогообложения. Последствия такого перехода рассмотрим подробнее.
Последствия отказа от ЕН четвертой группы
Напомним, что принадлежность к плательщикам ЕН четвертой группы освобождала сельхозпредприятие от уплаты следующих налогов и сборов (п. 297.1 Налогового кодекса, далее – НК):
• налога на прибыль предприятий;
• налога на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства;
• рентной платы за специальное использование воды.
Следовательно, если сельхозпредприятие является владельцем или постоянным пользователем земли, то ему придется платить земельный налог (подробно о порядке исчисления этого налога см. «БАЛАНС-АГРО», 2016, № 5, с. 17), а если оно является спецводопользователем – платить рентную плату за воду (подробнее об этом см. на с. 15 данного номера).
Кроме того, следует обратить внимание, что в случае перехода сельхозпредприятия на общую систему налогообложения физические лица – собственники земельных участков, земельных долей (паев), у которых сельхозпредприятие такие участки (паи) арендует, утрачивают льготу по уплате земельного налога (п. 281.3 НК). То есть такие физические лица – арендодатели будут вынуждены платить земельный налог, и поэтому не исключены обращения к сельхозпредприятию с просьбой пересмотра размера арендной платы.
Однако основным налогом, который теперь должно платить сельхозпредприятие, является налог на прибыль. Остановимся на нем подробнее.
Порядок исчисления налога на прибыль
Согласно пп. 134.1.1 НК объектом налогообложения является прибыль, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка) на разницы, возникающие в соответствии с положениями разд. III НК.
При этом финансовый результат до налогообложения определяется на основании Отчета о финансовых результатах (форма № 2), составленного в соответствии с НП(С)БУ или МСФО.
Для налогоплательщиков, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный (налоговый) период, не превышает 20 млн грн., объект налогообложения может определяться без корректировки финансового результата до налогообложения на все разницы (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет). О принятом решении не корректировать бухгалтерский финрезультат до налогообложения налогоплательщик должен указать в налоговой отчетности.
Для предприятий с объемом дохода свыше 20 млн грн. в год основой для исчисления налога на прибыль будет финансовый результат до налогообложения, рассчитанный по правилам бухучета и откорректированный на налоговые разницы, возникающие, в частности:
• при амортизации необоротных активов (ст. 138 НК), поскольку амортизация основных средств для целей налогообложения исчисляется по правилам п. 138.3 НК, а не по правилам бухучета;
• при формировании резервов (ст. 139 НК), а именно для исчисления суммы налога на прибыль учитываются только резервы на отпуска работникам и другие выплаты, связанные с оплатой труда, а также резервы, определенные п. 139.2–139.3 НК, в частности резерв сомнительных долгов;
• при осуществлении финансовых операций (ст. 140 НК);
• при осуществлении операций с ценными бумагами, инвестиционной недвижимостью и биологическими активами, которые оцениваются по справедливой стоимости (п. 141.2 НК);
• по другим причинам (прочие разницы) (п. 140.5 НК).
Ставка налога на прибыль составляет 18 % (п. 136.1 НК).
Дополнительно отметим, что при исчислении налога на прибыль могут быть применены принципы трансфертного ценообразования в соответствии со ст. 39 НК, если сельхозпредприятие будет осуществлять контролируемые операции. Так, согласно пп. 39.2.1.1 НК для целей начисления налога на прибыль предприятий контролируемыми операциями являются:
• хозяйственные операции, влияющие на объект налогообложения сторон (стороны) таких операций, которые осуществляются налогоплательщиками со связанными лицами – нерезидентами;
• внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже товаров через комиссионеров-нерезидентов.
Таким образом, тем сельхозпредприятиям, которые осуществляют вышеупомянутые операции, рекомендуем детально ознакомиться с нормами ст. 39 НК для определения, являются ли они контролируемыми и последующего правильного исчисления налога на прибыль.
Подробнее см. "Баланс-Агро" № 13, который выходит из печати 04.04.16 г.