Ремонт дорог: обязательно ли проводить процедуры закупки?
Городской совет планирует провести ремонт дорожного покрытия на некоторых улицах города на общую сумму 2 млн грн., в том числе 1 550 тыс. грн. – капитальный ремонт двух улиц, а 450 тыс. грн. – текущий ремонт других двух улиц. В связи с этим возникают вопросы: нужно ли проводить открытые торги на капитальный ремонт дорожного покрытия и нужно ли проводить процедуру закупки на текущий ремонт?
Казалось бы, что решение данного вопроса – простое, ведь цель у заказчика единственная – провести ремонт улиц. Однако наша ситуация требует применения различных подходов, поскольку закупка при капитальном ремонте отличается от закупки при текущем ремонте. Поэтому рассмотрим ее детально.
Прежде всего напомним, что в соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 2 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922) к заказчикам-бюджетникам данный Закон применяется при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает для работ – 1,5 млн грн., а для товара (товаров), услуги (услуг) – 200 тыс. грн.
Следовательно, нам нужно разобраться с определением предмета закупки – прежде всего в случае капитального ремонта, учитывая, что ремонтировать нужно несколько улиц.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 предмет закупки – это товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки, по которым участникам разрешается подавать тендерные предложения или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки). Предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном Уполномоченным органом.
Под термином «работы» согласно п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 понимается проектирование, строительство новых, расширение, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и сопутствующие работам услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и прочие услуги, которые включаются в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ.
Определение предмета закупки работ осуществляется заказчиком согласно п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 по объектам строительства и с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», принятых приказом Минрегионстроя от 05.07.13 г. № 293, а также отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечень работ», утвержденных приказом Госавтодора от 23.08.11 г. № 301, с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями второй – пятой цифр Единого закупочного словаря (разд. ІІІ Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 17.03.16 г. № 454, далее – Порядок № 454).
Таким образом, в случае закупки работ предмет закупки определяют по объектам строительства. Как предусмотрено п. 3.12 ДБН А.2.2-3-2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденных приказом Минрегионразвития от 04.06.14 г. № 163, объект строительства – это дома, здания, сооружения любого назначения, их комплексы или их части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры.
В свою очередь, согласно п. 3.9 ДБН А.2.2-3-2014 к линейным объектам инженерно-транспортной инфраструктуры относят наземные, надземные или подземные линейные объекты для передвижения людей, транспортных средств, грузов, перемещения жидких и газообразных продуктов, передачи электроэнергии и т. п.
Учитывая изложенное, если есть необходимость в осуществлении капитального ремонта двух разных улиц общей ожидаемой стоимостью 1 млн 550 тыс. грн., то исходим из того, что две разные улицы – это два разных линейных объекта инженерно-транспортной инфраструктуры, а соответственно – два разных объекта строительства. И поэтому предмет закупки работ по капитальному ремонту определяем отдельно по этим двум объектам.
Если по каждой отдельной улице стоимость работ по капитальному ремонту не равна и не превышает 1 млн 500 тыс. грн., то заказчик может либо заключить два «прямых» договора для таких закупок, либо же провести «допороговые» торги через электронную систему закупок ProZorro.
Что касается текущего ремонта, то законодатель отнес его не к работам, а к услугам. Так, в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 услуги – это любой предмет закупки, кроме товаров и работ, в частности транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, научно-исследовательские или опытно-конструкторские разработки, медицинское и бытовое обслуживание, лизинг, наем (аренда), а также финансовые и консультационные услуги, текущий ремонт.
Как предусмотрено п. 2 разд. ІІ Порядка № 454, при осуществлении закупки услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется по каждому отдельному дому, зданию, сооружению, линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры согласно терминологии ДБН А.2.2-3:2014 и/или ГБН Г.1-218-182:2011, с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с Единым закупочным словарем.
Итак, как видим, текущий ремонт, так же как и капитальный ремонт, определяют по линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры. Однако, как отмечалось выше, стоимостные пределы применения Закона № 922 для работ (капитальный ремонт) и услуг (текущий ремонт) разные. То есть для закупки услуг по текущему ремонту стоимостный предел – 200 тыс. грн.
Поэтому если у заказчика есть необходимость в проведении текущего ремонта двух разных улиц общей ожидаемой стоимостью 450 тыс. грн., то исходим из следующего. При условии что две разных улицы являются двумя разными линейными объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, а следовательно – двумя разными предметами закупок, вопрос, необходимо ли проводить процедуру закупки, решаем в зависимости от ожидаемой стоимости текущего ремонта каждой отдельной из этих двух улиц.
Поскольку, как сказано в вопросе, общая ожидаемая стоимость текущего ремонта двух улиц – 450 тыс. грн., то у заказчика возможны два варианта действий:
· если ожидаемая стоимость текущего ремонта каждой из этих двух улиц равна или превышает 200 тыс. грн., то нужно применять Закон № 922;
· если ожидаемая стоимость текущего ремонта одной из этих улиц меньше чем 200 тыс. грн., то заказчик-бюджетник может заключить или «прямой» договор, или договор по результатам «допороговой» закупки через ProZorro. В таком случае получается, что ожидаемая стоимость текущего ремонта второй улицы превышает 200 тыс. грн. Поэтому для закупки услуг по проведению текущего ремонта этой улицы нужно применять Закон № 922.