Реализация нового закона о госслужбе набирает обороты
Пришло время перехода от теории к практике внедрения норм Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889), который действует с 01.05.16 г. Попробуем разобраться, какими должны быть первоочередные действия по документальному оформлению работников государственных органов, которые позволят им работать в условиях действия данного Закона. Для лучшего восприятия предоставляем информацию в форме ответов на вопросы.
На что в первую очередь следует обратить внимание руководителей госорганов в настоящее время?
Реалии нового законодательства о госслужбе таковы, что с его внедрением должна быть существенно сокращена численность госслужащих. И это еще не все. Ведь определенный круг лиц, которые согласно Закону от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723) имели статус госслужащего, уже таковыми не будут, а будут относиться к числу работников с выполнением функций обслуживания или станут работниками служб патроната.
Следовательно, руководителю госоргана, на которого возложены полномочия по набору и увольнению кадров, присвоению им рангов, проведению конкурсов и т. п., необходимо принять решение по определению новой структуры госоргана, общей численности его работников, разграничению функций по должностям госслужащих и работникам, которые будут выполнять функции обслуживания, определить, сколько работников будут работать в патронатной службе.
Исходя из норм ч. 4 ст. 3 Закона № 889, в соответствии с утвержденными решением Кабмина критериями в каждом госоргане формируется перечень должностей работников, которые будут выполнять функции по обслуживанию. Поскольку согласно п. 2 постановления КМУ от 06.04.16 г. № 271 упомянутый перечень госорганы должны были разработать и представить в Нацгосслужбу или ее территориальные органы в месячный срок, то на сегодняшний день, надеемся, такой принятый перечень уже имеют все госорганы.
Далее, после получения вышеупомянутого перечня следует представить на утверждение в установленном порядке сформированное штатное расписание, которое будет соответствовать новым требованиям Закона № 889. К нему также прилагается копия утвержденного Нацгосслужбой или ее территориальным органом перечня должностей работников, которые не относятся к госслужащим и будут выполнять «обслуживающие» функции.
В подготовленном проекте нового штатного расписания фиксируются новые размеры должностных окладов, которые устанавливаются на основании новых правительственных решений по вопросам оплаты труда.
Штатное расписание с 01.05.16 г. условно состоит из следующих разделов:
• руководитель госоргана и его заместители;
• должности госслужащих;
• должности работников, на которых возлагаются функции по обслуживанию;
• патронатная служба;
• рабочие (при необходимости).
Составлению штатного расписания следует уделить чрезвычайное внимание, поскольку ни при каких условиях не допускается уменьшение размера заработной платы (без премии) работников, должности которых в соответствии с Законом № 889 не являются должностями госслужбы.
Заметим: руководителю госоргана вместе с кадровой службой и подразделением по финансово-экономическим вопросам следует сбалансировать все позиции с тем, чтобы не выходить за пределы реальной сметы расходов на содержание соответствующего госоргана, ведь фактические расходы на оплату труда однозначно должны «вписываться» в пределы сметы госоргана (об увеличении их объемов в текущем году речь идти не может). Напомним: расходы на реализацию положений Закона № 889 должны осуществляться в пределах средств госбюджета-2016 (ч. 14 разд. XI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889). Расходы на оплату труда работников госорганов осуществляются исключительно в пределах расходов на оплату труда, утвержденных в сметах госорганов на 2016 год.
Нормы Закона № 889 предусматривают новые правила установления условий оплаты труда тем, кто будет работать в госорганах. Есть ли особенности изменения условий оплаты труда руководителей госорганов?
Условия оплаты труда всех госслужащих, включая руководителей (например, руководителя территориального подразделения министерства в городе), с 01.05.16 г. претерпели изменения, поэтому действия в отношении руководителя госслужбы должны быть такими.
В первую очередь министерство, в ведении которого находится такой территориальный орган, об этом в письменном виде уведомляет руководителя данного территориального органа. Далее получается (также в письменном виде) его согласие на работу в новых условиях.
Заметим: хотя фактически по должности происходит изменение существенных условий службы в сторону увеличения размера заработной платы, необходимо применять норму о необходимости согласования условий оплаты труда руководителей с вышестоящим органом (в данном случае – с министерством). Конечно, уведомление следует предоставить за 2 месяца до принятия окончательного решения о дальнейшей работе такого руководителя. До тех пор данный руководитель продолжает в полной мере выполнять возложенные на него полномочия.
И только если руководитель не согласится далее работать на должности, он вправе подать заявление об увольнении по:
• п. 4 ст. 36 КЗоТ (расторжение трудового договора по инициативе работника);
• п. 6 ст. 36 КЗоТ (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).
Больше см. в "Баланс-Бюджет" № 24, который выходит из печати 13.06.16 г.