Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Публичные закупки: вместо тендерного комитета – уполномоченное лицо

July 2, 2016

Из этой консультации вы узнаете: об альтернативе относительно ответственных лиц во время проведения закупок за бюджетные средства, а именно уполномоченных лиц.
В чем ценность этой статьи:
предоставленные рекомендации помогут определиться с преимуществами привлечения к публичным закупкам уполномоченного лица, а также какие принципы нужно соблюдать для введения в штат уполномоченного лица.

Уполномоченное лицо: кто это?

С 01.08.16 г. полноценно заработает Закон от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922), который предусматривает новые условия относительно лиц, ответственных за проведение процедур закупок за бюджетные средства. В частности, ст. 11 этого Закона определено, что для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц). Условия создания и работы тендерного комитета вполне понятны, поскольку подобная организация закупок действует в настоящее время. Поэтому более предметно нужно рассмотреть новый вид организации публичных закупок – организация путем привлечения уполномоченного лица.
Уполномоченное лицо (лица) – это служебное, должностное и другое физическое лицо заказчика, определенное ответственным за организацию и проведение процедур закупки согласно Закону № 922 на основании собственного распорядительного решения или трудового договора (контракта) (п. 33 ст. 1 Закона № 922). Согласно определению, приведенному в Законе № 922, уполномоченное лицо является альтернативой тендерному комитету относительно проведения процедуры публичных закупок.
Требования к уполномоченному лицу детально прописаны в Примерном положении о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах), утвержденном приказом Минэкономразвития и торговли от 30.03.16 г. № 557 (далее – Положение № 557). В частности, в разд. ІІІ определены условия работы, требования к уполномоченному лицу и обязанности. Как предусмотрено п. 3.1 этого раздела, уполномоченное лицо осуществляет деятельность на основании решения (приказа) заказчика или трудового договора (контракта) согласно нормам трудового законодательства. При этом трудовой договор может заключаться срочно, на неопределенный срок или же на срок проведения процедур закупок.
Актуальным является вопрос: может ли уполномоченное лицо работать на условиях гражданско-правового договора? Поскольку п. 3.1 Положения № 557 определено, что уполномоченное лицо осуществляет деятельность согласно нормам трудового законодательства, считаем, что заключение гражданско-правового договора невозможно. Следовательно, уполномоченное лицо является полноценным работником учреждения, на которого распространяются требования и гарантии, предусмотренные КЗоТ, коллективным договором, другими внутренними и внешними распорядительными документами в сфере трудового законодательства.
Обращаем внимание: субъект, который является заказчиком публичных закупок, учитывая объемы закупок, самостоятельно решает вопрос, на какой срок заключать трудовой договор с уполномоченным лицом и какое количество уполномоченных лиц к проведению закупок привлекать. В случае приема на работу двух и более уполномоченных лиц заказчик может создать отдельное структурное подразделение и определить руководителя, который будет организовывать работу такого подразделения. Вместе с тем учреждениям нужно соблюдать принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, определенный в ч. 6 п. 1 ст. 7 Бюджетного кодекса, согласно которому участники бюджетного процесса должны стремиться достигать целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата.

Требования и ограничения к уполномоченному лицу

Как правило, требования к работникам, претендующим на занятие той или иной должности, устанавливаются согласно Справочнику квалификационных характеристик профессий работников. Однако, поскольку профессии «уполномоченное лицо» этот Справочник не содержит, заказчику закупок при приеме на работу уполномоченного лица следует руководствоваться Положением № 557 и общими требованиями к должности, на которую принято уполномоченное лицо. Так, п. 3.6 Положения № 557 предусмотрены следующие требования к претенденту на должность уполномоченного лица:
·          высшее образование (нормативным документом не указано ограничений относительно направления подготовки получения высшего образования, поэтому подойдет любое);
·          опыт работы в сфере закупок не менее двух лет (поскольку должность является новой для украинского рынка труда, считаем целесообразным руководителю учреждения учитывать опыт работы претендента в комитетах конкурсных торгов предприятий, учреждений, организаций и т. п. Для подтверждения руководитель может требовать справку с предыдущего места работы или извлечение из приказа относительно участия в коллегиальных органах по вопросам закупок);
·          надлежащий объем знаний действующего законодательства в сфере публичных закупок и практика его применения (может подтверждаться документами о прохождении обучения в сфере закупок за государственные средства, копиями приказов об участии в коллегиальных органах по вопросам закупок за бюджетные средства).
Также претендентам следует ориентироваться в основах современного маркетинга, конъюнктуре рынков товаров, работ и услуг и факторах, влияющих на ее формирование, источниках информации о рыночной конъюнктуре, действующих стандартах и технических условиях товаров, работ и услуг, в видах, существенных условиях и особенностях заключения договоров о закупке товаров, работ и услуг и т. п. Это законодательное требование к претенденту может быть проверено в ходе собеседования при приеме на работу. Не может быть уполномоченным физическое лицо, создающее конфликт интересов между участниками и заказчиком, а также народные депутаты и депутаты местных, районных и областных советов (п. 3.2 Положения № 557).

Права и обязанности уполномоченного лица

Права и обязанности уполномоченного лица подобны правам и обязанностям тендерных комитетов. Приведем их в таблице.

Обязанности уполномоченного лица

Норма
Положения № 557

Права уполномоченного лица

Норма
Положения № 557

1

2

3

4

Соблюдать в работе принципы работы, определенные в п. 3.9 Положения № 557

П. 3.9

В пределах компетенции требовать от работников учреждения (организации) разного рода документы, организовывать и принимать участие в совещаниях, комиссиях и т. п.

П. 3.1

Выполнять функции по составлению, представлению и хранению документации публичных закупок

П. 3.10

Организовывать работу по вопросам публичных закупок (Закон № 922)

П. 3.10

Все права определены трудовым законодательством, в трудовом и коллективном договоре

П. 3.1, 3.7

Прочие предусмотренные трудовым договором, коллективным договором, другими внутренними и внешними документами

П. 3.1

Проходить обучение по вопросам организации и осуществления закупок

П. 3.11

Соблюдать нормы действующего законодательства по вопросам закупок за бюджетные средства

П. 3.12

Принимать участие в процессе планирования расходов на закупку товаров, работ, услуг

П. 3.11

Кроме прав, приведенных в таблице, уполномоченному лицу может предоставляться право на подписание договоров о закупке (п. 3.1 Положения № 557). Обращаем внимание: в случае предоставления права подписи договоров уполномоченному лицу следует предоставить доверенность или же внести изменения в сведения в Едином государственном реестре относительно физических лиц, имеющих право подписывать документы, в том числе договоры, без доверенности. Образцы подписей в орган Государственного казначейства менять не нужно, поскольку они распространяют свое действие исключительно на платежные и другие расчетные документы (пп. 2.1.3 Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы, утвержденного приказом Минфина от 22.06.12 г. № 758). За нарушения законодательства в сфере публичных закупок уполномоченное лицо несет персональную ответственность.

Введение в штат должности уполномоченного лица и оплата труда

Действующим Классификатором должностей работников не предусмотрена должность «уполномоченное лицо», поэтому для приема уполномоченного лица на работу в штатное расписание нужно дополнительно ввести должность, которая будет соответствовать общим требованиям к обязанностям, предусмотренным Положением № 557. Такой должностью может быть «заместитель руководителя», «специалист» и т. п.
Введение дополнительной штатной единицы в органах местного самоуправления осуществляется самостоятельно. В бюджетных учреждениях, заведениях дополнительные штатные единицы вводятся по решению органа местного самоуправления, в собственности которого находится соответствующее учреждение или заведение. В коммунальных предприятиях, получающих бюджетные средства, дополнительные штатные единицы вводятся самостоятельно по согласованию с учреждением вышестоящего уровня, в ведении которого находится такое предприятие. Также уполномоченное лицо можно принять на вакантную должность.
Оплата труда уполномоченного лица будет зависеть от должности, на которую принят такой работник, с учетом отраслевых приказов об условиях оплаты труда работников бюджетных учреждений, органов местного самоуправления, государственных коммунальных предприятий, органов государственной власти, коллективного договора и т. п. Размер заработной платы указывается в трудовом договоре. Если у заказчика есть только одно уполномоченное лицо, то нужно дополнительно определить также работника, который будет заменять уполномоченное лицо в случае временной нетрудоспособности, отпуска и т. п.

ВЫВОДЫ

Возможность приема на работу работника как уполномоченного лица (лиц), которое будет выполнять функции по организации публичных закупок за бюджетные средства, предусмотрена Законом № 922. Преимуществом такого введения, бесспорно, является прежде всего оплата труда за организацию и проведение закупок за бюджетные средства (участие в тендерном комитете работников не оплачивается, что часто становится проблемой в привлечении специалистов в тендерный комитет). Вместе с тем дополнительные расходы на оплату труда уполномоченного лица могут стать преградой к внедрению такой организации публичных закупок в практику бюджетных учреждений через тотальное сокращение и оптимизацию расходов, которые происходят сегодня в стране.

 Источник: БАЛАНС-БЮДЖЕТ», 2016, № 27.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!