Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

ProZorro: ответы на вопросы консультационной линии

August 26, 2016

В данной консультации вы найдете: ответы на вопросы по применению законодательства о публичных закупках, в частности допороговых.

Можно ли привлечь к проведению допороговых закупок лицо, работающее по гражданско-правовому договору?

Да, можно. В отличие от сверхпороговых закупок, когда такой вариант невозможен, поскольку процедуры закупок может проводить тендерный комитет или же уполномоченное лицо заказчика (работник по трудовому договору или контракту, а не по гражданско-правовому договору), для проведения допороговых закупок заказчик может привлечь лицо по гражданско-правовому договору.

Но заказчикам не следует забывать, что привлеченное лицо будет отвечать в пределах ответственности, предусмотренной в условиях гражданско-правового договора. А ответственность за несоблюдение требований ч. 1 ст. 2 Закона от 25.12.15 г. N 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922), где предусмотрена обязанность соблюдения принципов осуществления публичных закупок при допороговых торгах, будет нести заказчик.

Чем необходимо руководствоваться заказчикам при проведении допороговых закупок?

При осуществлении таких закупок заказчик должен руководствоваться ч. 1 ст. 2 Закона № 922, ч. 1 ст. 3 данного Закона о принципах осуществления публичных закупок, а также ч. 1 ст. 4 об обнародовании приложения к годовому плану закупок, ч. 1 ст. 10 об обнародовании отчета о заключенных договорах.

Обратите внимание, что приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.16 г. № 35 утвержден Порядок осуществления допороговых закупок (далее – Порядок № 35). Этот приказ является локальным актом упомянутого госпредприятия, а не нормативно-правовым актом, который был бы обязателен для применения заказчиками. Поэтому несоблюдение заказчиком указанного Порядка не может считаться нарушением. В то же время в нем прописан алгоритм действий заказчиков и участников при проведении допороговых закупок в электронной системе закупок, и поэтому им стоило бы руководствоваться при проведении допороговых электронных закупок в системе ProZorro.

Какая ответственность в отношении проведения допороговых закупок предусмотрена законодательством?

В настоящее время можно говорить об административной ответственности должностного лица (уполномоченного лица) заказчика по ст. 16414 КУоАП за несоблюдение таким лицом порядка обнародования документов в сфере публичных закупок. То есть за нарушение срока обнародования документов по допороговым закупкам, а именно приложения к годовому плану закупок и отчета о заключенных договорах, или же за обнародование этих документов не по установленной форме или вообще за их необнародование.

Что касается уголовной ответственности, то прямая уголовная ответственность законодательством в сфере публичных закупок не предусмотрена. Вместе с тем если в действиях такого должностного лица (уполномоченного) заказчика будут признаки уголовно наказуемых деяний, то тогда можно говорить о возможности уголовной ответственности, в частности за внесение недостоверных сведений в документ, за получение взятки, то есть за так называемые служебные преступления.

Обязательно ли заказчику утверждать свое положение о проведении допороговых закупок?

Нет, не обязательно, но желательно. Ведь таким образом заказчик сможет регламентировать порядок действий своих работников, которые занимаются допороговыми закупками.

Необходимо ли при допороговых закупках составлять и обнародовать тендерную документацию?

Как отмечено в Порядке № 35, при объявлении закупки заказчик размещает в электронной системе закупок информацию о предмете, ожидаемой стоимости закупки, условиях договора, порядке и условиях проведения закупки. Также он указывает срок подачи предложений и требования к участнику. При этом заказчик может указать и иную информацию, которую считает необходимой.

Таким образом, соответствующие условия проведения закупки, требования к участнику, условия договора и т. п. заказчик может оформить в виде тендерной документации.

После завершения аукциона при допороговой электронной закупке возникла экономия средств. Может ли заказчик заключить дополнительное соглашение к договору, который будет заключен по результатам аукциона, на сумму экономии? Необходимо ли заключать на сумму экономии новый договор, а перед этим провести закупку в ProZorro?

Ответ зависит от того, что прописано в Положении (Порядке) о проведении допороговых закупок, которое утвердил для себя заказчик и которое он должен соблюдать. Так, если он принял решение проводить все допороговые закупки через электронную систему ProZorro и сумма экономии – более 3 тыс. грн., то на сумму экономии стоит провести электронные торги в ProZorro перед заключением договора. Если сумма экономии меньше, заключают прямой договор, поскольку система не принимает объявлений о проведении закупки с суммой меньше чем 3 тыс. грн.

Если же нет определенных решений, которые обязуют заказчика проводить допороговые закупки через ProZorro, то он может заключить прямой договор на сумму экономии.

Вместе с тем, если годовая стоимость предмета закупки в целом будет превышать стоимостные пределы применения Закона № 922, заказчику следует иметь документальное подтверждение того, что необходимость в таком предмете закупки невозможно было спрогнозировать в начале года при планировании, а закупки проводились на средства, сэкономленные предварительно.

Что делать заказчику, если из-за отсутствия предложений участников допороговая закупка не состоялась?

В таком случае заказчик отменяет допороговую электронную закупку. При этом он должен привести аргументы по принятию решения об отмене закупки. Вместе с тем, если в момент окончания приема предложений ни один участник не зарегистрировал свое предложение, электронная система закупок автоматически присваивает такой закупке статус «закупка не состоялась».

Полную консультацию см. в «»БАЛАНС-БЮДЖЕТ», 2016, № 35.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!