Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Предоставленные должностным лицам полномочия должны корректно реализовываться

July 26, 2017

На сегодня законодательных оснований для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства достаточно. С принятием Закона от 06.12.16 г. № 1774-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон № 1774) круг полномочий исполнительных органов местного самоуправления и объединенных территориальных громад (далее – ОТГ) расширен. Отныне они должны осуществлять на соответствующих территориях контроль за соблюдением законодательства о труде и занятости населения и могут налагать штрафы за нарушение норм этого законодательства. Это предусмотрено обновленными нормами ст. 34 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280).

Реализация политики государства в сфере надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения возложена на Гоструда. Так прописано в ст. 259 КЗоТ и в Положении о Государственной службе Украины по вопросам труда, утвержденном постановлением КМУ от 11.02.15 г. № 96. Вместе с тем согласно этому Положению Гоструда координирует, в частности, работу органов местного самоуправления.

Учитывая определенную автономию деятельности органов местного самоуправления (в части, предоставленной этим органам Законом № 280), государственные органы не могут вмешиваться в их деятельность, а работу по контролю и надзору должны выполнять. Поэтому Гоструда в комментируемом письме предоставляет рекомендации по этим вопросам председателям городских советов городов областного значения, сельских, поселковых, городских советов ОТГ. Рассмотрим основные из них.

1. Горсоветам городов областного значения или ОТГ рекомендуется обеспечить создание нового исполнительного органа или возложить контрольные полномочия на действующий орган. Конечно, решение о том, какой именно исполнительный орган будет осуществлять упомянутые функции, примет соответствующий совет. Для достижения эффективного контроля предлагается принять во внимание такой фактор, как численность работников исполнительного органа, – она должна быть достаточной. Ее рекомендовано устанавливать из расчета 1 инспектор на 20 000 человек, проживающих на территории соответствующего совета или ОТГ. Если жителей меньше, ОТГ может возложить контрольные функции на уполномоченное должностное лицо.

Это означает, что уже существующему или вновь созданному исполнительному органу добавляется значительный объем работы, предусмотренный вышеупомянутыми законодательными и нормативно-правовыми актами. Понятно, что такие контрольные функции обязательно должны быть предусмотрены в положении об исполнительном органе совета или ОТГ.

2. Достаточно важной является разработка и утверждение должностных инструкций для инспекторов труда, должности которых будут вводиться в штат соответствующего органа. Исходя из полномочий таких работников, они должны иметь высшее юридическое или экономическое образование по образовательно-квалификационному уровню не ниже младшего бакалавра или бакалавра.

Обязанности должностных лиц, которые фактически являются инспекторами труда и будут находиться в штатах соответствующих советов, аналогичны тем, которые выполняются (и в дальнейшем будут выполняться) штатными работниками Гоструда и его территориальных органов на местах. Конкретный алгоритм действий инспекторов содержится в двух документах, утвержденных постановлением КМУ от 26.04.17 г. № 295 «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»:

·          Порядке осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее – Порядок контроля);

·          Порядке осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (далее – Порядок надзора).

Согласно Порядку контроля инспекторами труда (кроме должностных лиц Гоструда и ее территориальных органов) являются также должностные лица исполнительных органов советов, должностными обязанностями которых предусмотрено осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о труде. Такие полномочия должны быть подтверждены служебным удостоверением, выданным Гоструда.

Напомним, чтобы получить такое удостоверение, главы городских, поселковых, сельских советов должны обратиться в этот госорган с письмом, приложив к нему заполненную карточку учета данных инспектора труда вместе с фотокарточкой размером 3 х 4 см. Помните, что надлежащим образом оформленное удостоверение подлежит регистрации в реестре удостоверений инспекторов труда, иначе оно не является действующим.

Контроль осуществляется в форме инспекционных посещений и невыездных инспектирований. В ходе контроля должностные лица выясняют вопросы своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений.

Скажем несколько слов об инспекционных посещениях. Они проводятся, в частности, по обращению работника или физического лица (нарушение трудового законодательства или правил оформления трудовых отношений); по решению руководителя органа контроля или решению суда. Также основанием для такого посещения является информация Госстата и его органов о задолженности по зарплате; ГФС – о несоответствии численности работников и показателей по видам деятельности, выявленных трудовых нарушениях, наличии задолженности по уплате ЕСВ; Пенсионного фонда – о начислении зарплаты в размере меньшем, чем минимальный, отсутствии уведомления о приеме на работу, выявлении фактов работы по гражданско-правовым договорам больше года, непроведении индексации.

Важным является то, что инспекционные посещения подлежат уведомительной регистрации Гоструда или его территориальными органами до начала их проведения.

Исходя из предоставленных в комментируемом письме рекомендаций, должностное лицо исполнительного органа местного самоуправления, которое предлагается на должность инспектора труда, должно быть не только высокообразованным профессионалом, который в совершенстве знает нормы КЗоТ, законов и кодексов, решения Кабмина. Желательно, чтобы это лицо было воспитанным и толерантным, умело вести себя так, чтобы не нанести ущерб авторитету инспектора.

Оформление документации с определением исполнительного органа совета, на который будут возлагаться контрольные функции, предусматривает предоставление Гоструда информации о принятых мерах по обеспечению осуществления полномочий этими органами. Среди них – структура, штатное расписание, положение о «контролирующем» исполкоме, количестве физических и юридических лиц, которые на территории соответствующего совета используют наемный труд, и количестве населения. Нужно также сообщить, как будет осуществляться оплата труда инспекторов труда, как оборудовано помещение для их работы, есть ли офисная техника и доступны ли инспекторы для всех категорий посетителей.

Может случиться так, что при изменении структуры исполнительного органа совета существенным образом изменятся условия оплаты труда его работников. Тогда каждого необходимо об этом письменно предупредить за два месяца и взять от них заявление о согласии работать в измененных условиях труда. Если лица откажутся, их увольняют на основании п. 6 ст. 36 КЗоТ. Работников, которые продолжат работать, следует ознакомить с их обновленными инструкциями (безусловно, для этого их сначала надо составить и утвердить).

Что касается надзора, то его целью является выявление нарушений и недостатков при осуществлении контрольных полномочий, предусмотренных ст. 259 КЗоТ и ст. 34 Закона № 280, соответствующими исполкомами, министерствами и ведомствами. Надзор осуществляется должностными лицами Гоструда и его территориальных органов. Эти лица истребуют, собирают и анализируют информацию, необходимую для подготовки заключений о состоянии соблюдения норм трудового законодательства в учреждениях, организациях, на предприятиях. Уполномоченные лица могут также проводить проверки с выездом по месту нахождения соответствующего объекта проверки. Выездные проверки планируются по индивидуальному графику Гоструда, а уведомления о них предоставляются по меньшей мере за 5 рабочих дней до начала проверки.

Итак, как видим, объемы работы уполномоченных лиц местных советов значительно увеличены. Надеемся, что они смогут своевременно подготовиться к ней.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!