Поощрениe работников
Поощрение уже давно стало действенным механизмом повышения заинтересованности работника в улучшении качества своей работы. Какие поощрения могут применяться к работникам, вы узнаете в этой консультации.
К работникам могут применяться любые виды поощрений, указанные в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия. Исключение составляют случаи, когда с работника не снято дисциплинарное взыскание.
Поощрение работников бывает материальным и моральным. Одним из самых распространенных видов материального поощрения работников является премирование. Премия – это вознаграждение, которое выплачивается работникам сверх основной заработной платы по результатам их трудовой деятельности согласно показателям и условиям оценки этих результатов, определенных предприятием.
Материальные поощрения могут носить как регулярный характер (например, ежемесячное премирование), так и разовый (например, премирование к празднику или юбилею) в зависимости от условий, предусмотренных Положением о премировании работников.
Моральное поощрение обычно носит разовый характер (например, вручение благодарности или грамоты к празднику или юбилею).
Размеры премий, вознаграждений и других поощрительных выплат устанавливаются предприятиями самостоятельно в коллективном договоре с учетом требований, норм и гарантий, предусмотренных законодательством. Если колдоговор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать эти вопросы с профсоюзным органом, а если профсоюз отсутствует – с другим органом, уполномоченным на представительство интересов трудового коллектива. Если на предприятии нет ни профсоюза, ни органа, уполномоченного представлять интересы трудового коллектива, то решение о поощрении работников, размерах премий, вознаграждений и других поощрительных выплат принимаются администрацией предприятия без каких-либо согласований.
Поощрения объявляются приказом (распоряжением) в торжественной обстановке и вносятся в трудовые книжки работников. Не вносятся в трудовую книжку поощрения в виде премий, выплачиваемых регулярно, например, по результатам месяца, квартала или года.
Подводя итог сделаем вывод, что правильно разработанная и применяемая система поощрений – это действенный механизм, который дает возможность предприятию стимулировать работников соблюдать дисциплину, эффективно и добросовестно трудиться. Ведь не секрет, что сплоченный коллектив, имеющий как моральную, так и материальную мотивацию, может решить любую задачу и добиться высоких результатов. Чтобы не только сохранить, но и приумножить активы, предприятию не обойтись без принятия сложных, а иногда и рискованных решений. И помочь в этом могут квалифицированные сотрудники, которые знают, что размер получаемых ими премий и других поощрений напрямую зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия, на котором они работают.
Порядок оформления поощрений с примерами заполнения необходимых документов см. в ПР № 11 «Кадровое делопроизводство: отпуска, рабочее время, отчетность, ответственность», 2014.