Ответственность за нарушение сроков представления формы № 1ДФ: есть аргументы в пользу применения штрафа в меньшем размере
 
                Наше учреждение подало налоговый расчет по форме № 1ДФ с опозданием  на 2 дня. Это нарушение было зафиксировано в акте камеральной проверки, на  основании которого было принято и вручено учреждению налоговое  уведомление-решение (далее – НУР) на применение штрафа в размере 510 грн.  согласно п. 119.2 НК. Однако, по нашему мнению, размер штрафа должен составлять  170 грн. в соответствии с п. 46.1 и 120.1 НК. Наша жалоба в контролирующий  орган высшего уровня оставлена без удовлетворения. Имеем ли мы шансы на  признание нашего решения правильным, если обратимся с иском по данному вопросу  в административный суд?
 Да, мы  считаем, что такой шанс у учреждения есть. 
 Действительно,  согласно п. 46.1 НК налоговая декларация, расчет (далее – налоговая  декларация) – это документ, представляемый налогоплательщиком  контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого  осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ,  свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу  налогоплательщиков – физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного  налога.
 Из изложенного  можно сделать однозначный вывод, что налоговый расчет по форме № 1ДФ в  понимании НК является налоговой декларацией. И поэтому при определении  штрафных санкций за нарушение сроков подачи такого документа следует  руководствоваться прямой нормой, установленной именно для налоговых деклараций  (расчетов) п. 120.1 НК. Цитируем: «Непредставление или несвоевременное  представление налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и  уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов) влечет за  собой наложение штрафа в размере 170 грн. за каждое такое  непредставление или несвоевременное представление». 
 Кроме того,  исходя именно из этого вывода, налоговики будут иметь право на принятие НУР по  факту несвоевременного представления формы № 1ДФ. Ведь согласно п. 2.1 Порядка  направления органами государственной налоговой службы налоговых  уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденного приказом Минфина от  28.11.12 г. № 1236, налоговый орган определяет сумму начисления  (уменьшения) денежного обязательства и составляет НУР, в частности, в  случае, если налогоплательщик не представляет в установленные сроки  налоговую декларацию.
 В то же время в  п. 119.2 НК, который используют налоговики, речь идет о «налоговой отчетности  о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу  налогоплательщика, суммах удержанного из них налога, а также суммах полученной  оплаты от физических лиц за товары (работы, услуги)». Как видим из данной  формулировки, такая налоговая отчетность ни по названию, ни по содержанию  (исходя из такого названия) приведенных в ней данных не соответствует  налоговому расчету по форме № 1ДФ. Поэтому считаем нецелесообразным  руководствоваться такими нормами, если существуют другие, приведенные выше,  нормы прямого действия относительно урегулирования данного вопроса,  определенные п. 46.1 и п. 120.1 НК. Здесь следует отметить еще и то, что  ст. 119 НК имеет название «Нарушение налогоплательщиком порядка представления  информации о физических лицах – налогоплательщиках», чего в нашей ситуации не  произошло. А вот ст. 120 НК посвящена именно несвоевременному представлению  налоговой отчетности, так как имеет название «Непредставление или  несвоевременное представление налоговой отчетности или невыполнение требований  относительно внесения изменений в налоговую отчетность».
 Добавим: если  налоговики не соглашаются совершать действия относительно формы № 1ДФ как  налоговой декларации (настаивая на применении норм п. 119.2 НК вместо п.  120.1), то у них нет и оснований составлять НУР, которое (о чем мы говорили  выше) составляется только в случае, если налогоплательщик не представляет в  установленные сроки налоговую декларацию.
 Напомним, что  начиная с I квартала 2015 года для отчетности используется новая форма № 1ДФ,  которая вместе с Порядком ее заполнения утверждена приказом Минфина от 13.01.15 г. № 4.
Более подробную консультацию см. в журнале «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» от 25.05.15 г. № 21.