Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Отказали в регистрации НН: как подать жалобу бизнес-омбудсмену?

December 11, 2017

Из этой статьи вы узнаете: еще об одном способе защиты своих прав в случае незаконного отказа в регистрации налоговых накладных, а именно о подаче жалобы омбудсмену.
Что можно сделать на практике: следуя нашим рекомендациям, составить и подать жалобу бизнес-омбудсмену, чтобы добиться регистрации НН.

К теме защиты своих интересов в случае незаконного отказа в регистрации НН в ЕРНН мы обращались в этом году уже неоднократно, см., например: «Получили отказ в регистрации налоговой накладной? Решение ГФС можно обжаловать» – обжалование в административном порядке, «Как обжаловать в суде блокирование налоговой накладной: пример иска» – обжалование в суде.
В этой консультации мы хотим рассмотреть еще один способ защиты интересов налогоплательщиков, который является альтернативой административному и судебному обжалованию. И если судить по статистике – это довольно действенный способ. Речь идет об обращении к бизнес-омбудсмену.

Кто такой бизнес-омбудсмен и какими вопросами он занимается?

Слово «омбудсмен» происходит от шведского ombudsman, что в буквальном переводе означает «представитель». Определения этого термина у нас в законодательстве пока нет. Однако сам институт омбудсмена существует в Украине. И сегодня в ходу два понятия, которые не следует путать: омбудсмен и бизнес-омбудсмен.
Омбудсмен – это Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, и такая должность закреплена в ст. 101 Конституции. Он защищает права граждан.
Бизнес-омбудсмен – это должностное лицо, которое занимается защитой интересов бизнеса перед органами государственной власти как внутри страны, так и за ее пределами. То есть бизнес-омбудсмен выступает посредником между государством и бизнесом. Его цель – способствовать прозрачности деятельности органов государственной власти и предотвратить коррупционные схемы. Этот институт внедрен в Украине сравнительно недавно – в 2014 году.
Так, 12.05.14 г. правительством был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно антикоррупционной инициативы Украины с Европейским банком реконструкции и развития и другими международными организациями. Один из принципов этого меморандума – необходимость создания института бизнес-омбудсмена.
Далее постановлением КМУ от 26.11.14 г. было утверждено Положение о Совете бизнес-омбуд­смена. Согласно п. 4 этого Положения одной из основных задач совета бизнес-омбудсмена является принятие от субъектов предпринимательства и рассмотрение жалоб на действия или бездействие власти, в частности жалоб на решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц. На должность бизнес-омбудсмена согласно распоряжению КМУ от 22.12.14 г. № 1251-р был назначен Альгирдас Шемета.
В этой консультации нас будет интересовать обращение именно к бизнес-омбудсмену.

Куда именно следует обращаться, чтобы подать жалобу бизнес-омбудсмену?

На официальном сайте Совета бизнес-омбудсмена можно найти всю необходимую информацию о порядке и способах обращения. (Электронная почта: info@boi.org.ua. Адрес: Совет бизнес-омбудсмена, ул. Спасская, 30А, Киев 04070, Украина).
Для обращения необходимо составить жалобу. В случае, который мы рассматриваем, жалоба подается на действия и решения ГФС относительно незаконного отказа в регистрации НН. Составляя жалобу, следует придерживаться утвержденного Регламента бизнес-омбудсмена (его текст также можно найти на сайте Совета бизнес-омбудсмена).

Каковы правила обращения с жалобой к бизнес-омбудсмену?

Главные правила обращения к Совету бизнес-омбудсмена следующие:
1. Срок обращения. Обратиться с жалобой можно в течение года с момента наступления события, которое свидетельствует о возможном недобросовестном поведении по отношению к заявителю. Например, в нашем случае этот срок следует отсчитывать с момента, когда налогоплательщик узнал об отказе в регистрации его НН. Но понятно, что в такой ситуации год никто ждать не будет, тем более что общий срок, в течение которого можно зарегистрировать НН, составляет 365 дней (п. 201.10 НК).
2. Какие жалобы не рассматриваются бизнес-омбудсменом. Не рассматриваются жалобы, которые:

  • возникают в рамках хозяйственных отношений между субъектами хозяйствования частной формы собственности. Но это не наш случай – у нас претензии не к субъекту хозяйствования, а к государственному органу – ГФС;
  • являются предметом любого судебного производства или арбитражного разбирательства или в отношении которых уже было вынесено судебное, арбитражное или любое другое подобное решение, а также когда ставится вопрос о законности или действительности любых решений судов. То есть если вы уже подали исковое заявление в суд в отношении спорных НН либо же судом решение по этому спору вынесено, то обратиться к бизнес-омбудсмену не получится. Иными словами, в судебные дела бизнес-омбудсмен не вмешивается;
  • не прошли все инстанции административного обжалования. То есть для того чтобы в нашем случае можно было обратиться с жалобой к бизнес-омбудсмену, необходимо сначала обжаловать решение об отказе в регистрации НН в административном порядке, действуя согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 04.07.17 г. № 485.

3. Способ подачи жалобы. Общее правило – жалобы подаются через электронную систему подачи жалоб на официальном сайте Совета бизнес-омбудсмена. Однако регламент допускает подачу жалоб и другими способами – их можно:

  • отправить на электронную почту Совета бизнес-омбудсмена;
  • отправить обычной почтой на почтовый адрес;
  • доставить лично в офис Совета бизнес-омбуд­смена.

Но удобнее и быстрее всего воспользоваться электронной системой подачи жалоб на официальном сайте. Там надо просто заполнить все поля приведенной на сайте формы жалобы и приложить скан-копии необходимых документов.
4. Содержание жалобы. Жалобу следует составлять по приведенному на официальном веб-сайте шаблону. Если вы выбрали способ подачи жалобы через электронную систему подачи жалоб, то подготовьте заранее текст для заполнения каждого из полей формы. Итак, в жалобе должны быть такие сведения:

  • фамилия, имя и отчество – для физических лиц, а для юридических лиц – полное наименование и официальный регистрационный номер (при наличии) заявителя;
  • почтовый адрес, номера телефона/факса и при наличии – адрес электронной почты заявителя;
  • на кого подается жалоба: орган государственной власти, орган местного самоуправления или субъект хозяйствования, находящийся в сфере их управления;
  • краткое и четкое описание характера возможного недобросовестного поведения, в том числе в соответствующих случаях – описание любых нарушенных прав и/или интересов заявителя;
  • факты и доказательства, на которых основана жалоба.

К жалобе можно приложить любые документы, какие вы посчитаете необходимыми. Например, в нашем случае следует приложить прежде всего решение ГФС об отказе в регистрации НН, которое вы оспариваете.

Сколько стоит подача жалобы бизнес-омбудсмену?

Услуги бизнес-омбудсмена – бесплатные. Поэтому при подаче жалобы никаких сборов или пошлин платить не нужно.

В какие сроки жалоба должна быть рассмотрена?

Рассмотрение жалобы бизнес-омбудсменом предполагает несколько этапов:
1. Предварительная оценка жалобы – производится в течение 10 рабочих дней с даты ее получения. В этот период вам могут предложить представить дополнительную информацию касательно рассматриваемого вопроса либо же, если жалоба непонятная или неполная – дать срок на исправление недочетов. По результатам предварительного рассмотрения будет принято решение либо принять жалобу к рассмотрению, либо же, если она не соответствует необходимым критериям – оставить без движения.
2. Рассмотрение жалобы. Если все в порядке и жалоба принята к рассмотрению, то срок для такого рассмотрения – три месяца с момента, когда начато рассмотрение жалобы. Этот срок может быть продлен на усмотрение бизнес-омбудсмена, но в пределах разумного, о чем вас должны уведомить.
3. Вынесение решения. После рассмотрения жалобы бизнес-омбудсмен должен принять одно из следующих решений:

  • признать жалобу обоснованной или в значительной мере обоснованной и дать рекомендации соответствующему органу государственной власти о путях реагирования на недобросовестное поведение, которое является предметом рассмотрения;
  • передать жалобу в соответствующий орган государственной власти с требованием о проведении дополнительного рассмотрения дела;
  • отклонить жалобу как необоснованную или в значительной мере необоснованную.

Обращаться к бизнес-омбудсмену можно не только в рассмотренной нами ситуации, но и в других случаях, когда ваши права нарушены. Например, когда вам незаконно был уменьшен регистрационный лимит по НН (так называемый оверрайд).

В полной консультации в "Баланс" № 98-99 от 11.12.17 г., в качестве образца приводен фрагмент жалобы. Здесь только описательная часть жалобы. Полагаем, что с заполнением данных о ваших реквизитах у вас не должно возникнуть затруднений.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!