Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Организация бухучета в бюджетных учреждениях

February 5, 2016

Как известно, состояние дел в бюджетном учреждении отражается в бухгалтерском учете, который является частью процесса управления государственными финансами. Для того чтобы управлять, нужно контролировать, а для того чтобы контролировать, нужно измерять. От правильного ведения учета хозяйственных операций зависит развитие не только отдельно взятого учреждения, но и государства.
Учитывая изложенное, вопросы организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в условиях модернизации системы государственных финансов и ее составляющей – бухгалтерского учета в государственном секторе приобретают особую актуальность. Этот закономерный процесс обусловлен внедрением Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 125 «Изменение учетных политик и исправление ошибок», утвержденного приказом Минфина от 24.12.10 г. № 1163, и Методических рекомендаций по учетной политике, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11, в соответствии с которыми необходимо четко размежевать вопросы организации бухгалтерского учета и определения учетной политики в распорядительных документах учреждения.

В сегодняшнем выпуске «Школы бухгалтера» мы рассмотрим законодательные аргументы в пользу изложенного выше и практические советы по формированию распорядительных документов.

Основы организации бухучета
Рациональная организация бухучета основывается на применении, в первую очередь, общепринятых предпосылок, а именно:
• изучение структуры учреждения, организации его деятельности;
• организация учетного аппарата и труда учетных работников;
• организация учетного процесса (определение объема учетных работ);
• организация совершенного владения главным бухгалтером и работниками бухгалтерской службы действующей законодательной базой по вопросам ведения бухгалтерского учета.
Весь учетный процесс бюджетного учреждения с теоретической точки зрения состоит из трех этапов его осуществления, а именно: первичный учет, текущий учет и итоговый учет.
Первым в процессе бухгалтерского учета является этап первичного учета, который характеризуется следующей совокупностью операций:
• выявление информационных данных по объектам учета;
• измерение на базе системы показателей, применяемых в бухгалтерском учете (денежные, натуральные, трудовые);
• фиксирование информации в соответствующих носителях учетных данных – документах.
Второй этап – текущий учет – состоит из следующих операций:
• регистрация информации, полученной в результате первичного учета, в системе счетов бухгалтерского учета;
• регистрация информации в носителях информации данного этапа учета – учетных регистрах;
• группировка и перегруппировка показателей информационных данных.
И, наконец, третий этап учетного процесса, который имеет название итогового, включает следующие операции:
• обобщение информационных данных текущего учета в виде соответствующих форм отчет¬ности;
• передача результативных данных внешним и внутренним пользователям;
• хранение информационных данных первичного, текущего и итогового учета, формализованных в виде учетных документов, реестров и отчетности.
То есть разделение учетного процесса на этапы отображает его последовательность как во времени, так и в пространстве. Эти этапы свойственны всем объектам учета. В практике хозяйственной деятельности бюджетных учреждений и организаций определены следующие общие объекты учета: необоротные активы; запасы; денежные средства; расчеты; обязательства по векселям и кредитам; доходы; расходы; собственный капитал.
Следует обратить внимание, что согласно нормам ч. 6 ст. 6 Закона № 996 регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета осуществляется централизованно Минфином, а отраслевые особенности применения НП(С)БУГС в форме методических рекомендаций по их применению могут устанавливаться министерствами, другими центральными органами исполнительной власти.
Однако вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии в соответствии со ст. 8 Закона № 996 относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами. То есть вопросы организации бухгалтерского учета бюджетных учреждений относятся к полномочиям их руководителя.
Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях должна осуществляться с момента их создания, поскольку она в дальнейшем непосредственно влияет на эффективность бухгалтерского учета. Рациональная организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, аналогично как и в учреждениях частного сектора экономики, предусматривает применение и соблюдение общепринятых принципов бухгалтерского учета. Практику применения бюджетными учреждениями принципов бухгалтерского учета рассмотрим далее.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 56 БК, бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с НП(С)БУГС и другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином.
Для обеспечения отражения в бухгалтерском учете операций и обобщения и накопления информации по хозяйственным операциям применяется План счетов.
Для обеспечения ведения бухгалтерского учета во исполнение ч. 4 ст. 8 Закона № 996 бюджетные учреждения избирают форму его организации, а именно:
• введение в штат бюджетного учреждения должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером, или ведение бухучета на договорных основах централизованной бухгалтерией. Напоминаем, что задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочия руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях определяются Типовым положением № 59. Организацию и координацию деятельности главных бухгалтеров бюджетных учреждений и контроль за выполнением ими своих полномочий осуществляет Казначейство (в пределах своих полномочий) путем оценки их деятельности. Порядок проведения оценки выполнения главным бухгалтером бюджетного учреждения своих полномочий утвержден приказом Минфина от 01.12.11 г. № 1537;
• определяют по согласованию с вышестоящим распорядителем бюджетных средств учетную политику;
• определяют форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных. На сегодняшний день бюджетные учреждения применяют мемориально-ордерную форму учета (Инструкция, утвержденная приказом Госказначейства от 27.07.2000 г. № 68);
• разрабатывают систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций;
• определяют права работников на подписание бухгалтерских документов;
• утверждают правила документооборота и технологию обработки учетной информации (о правилах документооборота поговорим далее);
• определяют дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;
• выделяют на отдельный баланс обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность учреждения.
То есть, выбирая ту или иную форму организации бухгалтерского учета, следует помнить о цели бухучета бюджетных учреждений – предоставлении достоверной, правдивой и объективной информации. Учитывая изложенное, бухгалтерский учет необходимо организовывать таким образом, чтобы его данные были своевременными, точными и достоверными, а показатели учета – едиными на всех уровнях управления. Подробнее относительно приказа об организации учета поговорим в следующих публикациях.

Распределение полномочий и ответственности...

Источник: http://uteka.ua/channels_store/publication/ORGANIZACIYA-BUXOBLIKU-%0DV-BYUDZHETNIX-USTANOVAX%0D-13273.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!