Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Оклады должностных лиц местного самоуправления и госслужащих повышены – есть основание для пересмотра суммы индексации (обзор Постановления № 77)

March 1, 2016

Изменение подходов к порядку увеличения окладов госслужащим и должностным лицам органов местного самоуправления – основная идея принятого постановления КМУ от 11.02.16 г. № 77 «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 17 июля 2003 г. № 1078 и от 9 декабря 2015 г. № 1013» (далее – Постановление № 77, Постановление № 1013).

Итак, в связи с внесением Постановлением № 77 изменений в Постановление № 1013 имеем новый порядок определения окладов указанных категорий работников после их повышения, а также дополнение и конкретизацию других положений Постановления № 1013. Порядок повышения на 25 % окладов, утвержденных постановлениями КМУ по перечню, приведенному в пп. 3 п. 1 Постановления № 1013 в новой редакции, имеет существенное отличие от ранее действовавших норм относительно такого повышения. Теперь мы должны сделать перерасчет и повысить с 1 декабря 2015 года оклады, определенные такими постановлениями, с учетом положений постановления КМУ от 20.05.09 г. № 482 (далее – Постановление № 482).

Напомним, что Постановлением № 482 предусмотрено: в случае если размер должностного оклада работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов, которые финансируются из бюджета, ниже определенного законом размера минимальной зарплаты (далее – МЗП), должностной оклад устанавливается на уровне соответствующего размера МЗП. В сущности это значит, что для работников, чьи оклады не достигали МЗП исходя из норм указанных постановлений и в штатном расписании были установлены на уровне МЗП в размере 1 378 грн., повышать на 25 % следует именно оклады, установленные штатным расписанием.

Поскольку ранее действовавшие нормы отменены, для проведения расчетов по новым нормам опять вернемся к окладам, установленным до 01.12.15 г., то есть окладам, по которым осуществлялась оплата труда в ноябре 2015 года.

Например, схемный оклад главного специалиста управления райгосадминистрации согласно приложению 34 к постановлению КМУ от 09.03.06 г. № 268 в ноябре 2015 года составлял 880 грн. Оклад определен с учетом 45%-ного повышения в 2008 году согласно постановлению КМУ от 06.02.08 г. № 34 (такую конкретизацию в настоящий момент содержит новая редакция Постановления № 1013).

Из-за того что такой оклад не достиг уровня МЗП, действовавшего в ноябре 2015 года (1 378 грн.), с учетом норм Постановления № 482 в штатном расписании оклад такому специалисту был установлен в размере 1 378 грн. Исходя из новой редакции Постановления № 1013, где речь идет о повышении на 25 % окладов, определенных в Постановлении № 268 с учетом Постановления № 482, оклад такого специалиста в штатном расписании с 01.12.15 г. должен равняться 1 723 грн. (1 378 грн. х 1,25).

Мы применили арифметическое правило округления оклада согласно рекомендациям, предоставленным в письме Минсоцполитики от 19.08.03 г. № 03-3/5236-018-15 (подробнее об этом см. «БАЛАНС-БЮДЖЕТ», 2016, № 3, с. 3).

Повлияло ли повышение оклада на размер причитающейся указанному специалисту суммы индексации? Конечно, повлияло. Сравним.

По ранее действовавшим нормам Постановления № 1013, где речь шла только о повышении на 25 % схемных окладов, предусмотренных Постановлением № 268, такой оклад равнялся 1 100 грн. (880 грн. х 1,25). С учетом Постановления № 482 в штатном расписании оклад был установлен в размере 1 378 грн., то есть таком же, как в ноябре 2015 года. Поскольку оклад не изменился, с учетом норм первого предложения абзаца пятого п. 5 Порядка № 1078 оснований изменять суммы индексации не было, независимо от того, как увеличились суммы других составляющих зарплаты – постоянных или непостоянных.

По действующим нормам оклад указанного специалиста по штатному расписанию увеличился на 345 грн. (1 723 грн. – 1 378 грн.). Ему установлена доплата за ранг в размере 60 грн., назначена надбавка за выслугу лет в размере 15 % и надбавка за высокие достижения – 50 % (ее повышение следует учитывать, если такая надбавка имеет в учреждении постоянный характер). Следовательно, постоянные составляющие увеличатся на 595,13 грн. Если до начала декабря 2015 года такой работник имел право на индексацию в размере 1 200 грн., то сумма индексации уменьшится до размера 604,87 грн. (1 200,00 грн. – 595,13 грн.).

В случае если ежемесячная премия, выплаченная за декабрь 2015 года, приобрела в учреждении постоянный характер (признаком этого является неизменность ее размера в январе и феврале 2016 года), есть основания уменьшить сумму индексации (604,87 грн.) еще и на сумму такой премии. Если премия была выплачена в таком же или большем размере, то в декабре работник теряет право на индексацию.

Если же размер декабрьской премии имел разовый характер, то нет оснований учитывать сумму ее повышения в связи с повышением окладов для уменьшения суммы индексации. Если так поступить, то будет нарушена норма второго предложения абзаца пятого п. 5 Порядка № 1078, которым предусмот­рено, что в месяце повышения окладов учитываются все составляющие зарплаты, которые не имеют разового характера.

Повышение окладов, установленных для должностных лиц органов местного самоуправления соответствующими приложениями к Постановлению № 268, и корректировка сумм индексации происходят в аналогичном порядке. Единственное, что логично при этом учесть, что схемные оклады по приложению 54 к Постановлению № 268 определяются не только с учетом Постановления № 34, на которое есть ссылка в новой редакции Постановления № 1013, но и с учетом постановления КМУ от 27.05.09 г. № 504, которым такие оклады повышены на 50 %.

Относительно других изменений заметим следующее.

Оклады военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и полицейских на 25 % не повышаются.

Путем внесения изменений в пп. 2 п. 1 Постановления № 1013 норму относительно 10%-ного повышения окладов правительство распространило на работников агентства «Укринформ», не являющихся государственными служащими и журналистами, оклады которых определены постановлением КМУ от 03.07.06 г. № 904.

В целом работникам, оклады которых устанавливаются согласно постановлениям, перечисленным в пп. 2 п. 1 Постановления № 1013, повезло меньше, поскольку для них оклады повышаются без учета Постановления № 482. Это означает, что сумма индексации не изменится для тех из них, у кого после повышения схемный оклад оказался меньше МЗП, и в штатном расписании оклад декабря 2015 года равнялся 1 378 грн., то есть остался неизменным по сравнению с окладом ноября 2015 года.

И в конце обращаем внимание, что в порядке № 1078 повышен порог индексации до 103 %, благодаря чему его нормы приведены в соответствие со ст. 4 Закона от 03.07.91 г. № 1282-XII «Об индексации денежных доходов населения».

"БАЛАНС-БЮДЖЕТ", 2016, № 9.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!