О применении отдельных норм налогового законодательства
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 06.07.2016 г. № 14678/6/99-99-14-03-03-15
О рассмотрении запроса
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела запрос о предоставлении разъяснения относительно применения отдельных норм налогового законодательства и сообщает следующее.
Относительно вопроса проведения повторных проверок контролирующими органами
Согласно пункту 50.3 статьи 50 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ (далее - Кодекс) в случае, если налогоплательщик представляет уточняющий расчет к налоговой декларации, представленной за проверяемый период, или не представляет уточняющий расчет в течение 20 рабочих дней после даты составления справки о проведении электронной проверки, которой установлено нарушение налогового законодательства, соответствующий контролирующий орган имеет право на проведение внеплановой проверки налогоплательщика за соответствующий период.
Кроме того, в соответствии с пунктом 78.1.3 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса представление налогоплательщиком уточняющего расчета по соответствующему налогу за период, который проверялся контролирующим органом, является основанием для проведения документальной внеплановой проверки такого плательщика.
Учитывая указанное, в случае представления налогоплательщиком уточняющего расчета по соответствующему налогу за период, который проверялся контролирующим органом, Кодексом не ограничен круг вопросов, в том числе полноты начисления и уплаты других налогов и сборов, предусмотренных Кодексом, которые могут быть предметом проверки контролирующего органа при проведении проверки такого плательщика.
Относительно вопроса исчисления сроков проверки налогоплательщика и учета правил внутреннего трудового распорядка, установленных таким плательщиком, во время его проверки должностными лицами контролирующего органа
При определении, какие именно дни недели считать рабочими для исчисления сроков проведения проверок, необходимо учитывать следующее.
Сроки (продолжительность) проведения проверок установлены статьей 82 Кодекса, которые исчисляются в рабочих днях и зависят от типа проверки и категории налогоплательщика.
В соответствии со статьей 56 Закона Украины от 10 декабря 2015 года № 889-VIII О государственной службе для государственных служащих установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Продолжительность рабочего времени государственного служащего составляет 40 часов в неделю.
При принятии решения о назначении проверки и принятии приказа о ее проведении для исчисления продолжительности проведения проверок контролирующими органами рабочие дни ведутся из расчета пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом в приказе о проведении проверок указывается дата начала проверки и ее продолжительность в рабочих днях.
Также следует отметить, что законодательством Украины не предоставлено четкого определения понятия "рабочий день" и "рабочее время". Вместе с этим, согласно разъяснению Министерства труда и социальной политики Украины от 22.06.2007 г. № 199/13/116-07 рабочее время - это время, в течение которого работник должен выполнять обязанности по трудовому договору. Режим работы, продолжительность рабочего времени и времени отдыха устанавливаются работодателем самостоятельно в правилах внутреннего трудового распорядка или в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, установленных действующим законодательством, Генеральным и Отраслевым соглашениями.
При этом в соответствии со статьей 52 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ) для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.
В то же время в КЗоТ урегулирована возможность утверждения на предприятиях, учреждениях и организациях другого режима работы (например, двух- или трехдневные рабочие недели).
Кроме того, статьей 50 КЗоТ определено, что предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем предусмотрено в части первой этой статьи.
Согласно пункту 21.1 статьи 21 Кодекса должностные лица контролирующих органов обязаны соблюдать Конституцию Украины и действовать исключительно в соответствии с Кодексом и другими законами Украины, другими нормативными актами, обеспечивать добросовестное выполнение возложенных на контролирующие органы функций и не допускать нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций.
При этом следует отметить, что в случае выполнения налогоплательщиком законных требований должностных лиц контролирующих органов, непрепятствования их законной деятельности и предоставления в полном объеме документов, связанных с предметом проверки, а также выполнения других обязанностей, предусмотренных статьей 16 Кодекса, отсутствие возможности обеспечения присутствия должностных лиц контролирующих органов по местонахождению налогоплательщика учитывая график работы предприятия, отличный от общепринятого, в соответствии со статьей 81 Кодекса не может быть основанием для составления соответствующих актов о недопуске должностных лиц контролирующих органов к проведению проверки.
То есть продолжительность проверки определяется в рабочих днях с учетом правил внутреннего трудового распорядка налогоплательщика.
Относительно возможности предоставления документов должностным лицам контролирующего органа (согласно описи) для их проверки не по местонахождению налогоплательщика, отмечаем, что в соответствии со статьей 75 Кодекса документальная выездная проверка проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка.
И. о. Председателя С. В. Билан