Законом от 03.10.17 г. № 2148-VIII внесены изменения в Закон от 23.09.99 г. № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее – Закон № 1105), предусматривающие новый механизм расчета средней зарплаты для выплаты больничных и декретных, по которым страховой случай наступил начиная с 11.10.17 г.
Суть изменений
Для наглядности сравним в табл. 1 две редакции одной и той же нормы. Так будет понятнее, что именно изменилось.
Таблица 1
Норма Закона № 1105
До 11.10.17 г.
С 11.10.17 г.
1
2
Стаття 19. Право громадян на матеріальне забезпечення та соціальні послуги за страхуванням у зв’язку з тимчасовою втратою працездатності
2) допомога по вагітності та пологах – виходячи з нарахованої заробітної плати, з якої сплачуються страхові внески, але в розрахунку на місяць не вище двократного розміру мінімальної заробітної плати та не менше за розмір мінімальної заробітної плати, встановленої законом у місяці настання страхового випадку
1) допомога по тимчасовій непрацездатності – виходячи з нарахованої заробітної плати (доходу), з якої сплачуються страхові внески, але не більше за розмір допомоги, обчислений із мінімальної заробітної плати, встановленої на час настання страхового випадку
Зачем были внесены изменения
Изменения, внесенные в Закон № 1105, урегулировали порядок начисления больничных и декретных лицам, у которых за последние 12 месяцев перед наступлением страхового случая страховой стаж составил меньше 6 месяцев.
Как было до 11.10.17 г.
До 11.10.17 г. для такой ситуации Законом были предусмотрены следующие правила и ограничения. 1. Для больничных:
· расчет делали за каждый отдельный месяц;
· сравнивали сумму фактической дневной выплаты, размер которой устанавливается в процентах от среднедневной зарплаты (дохода, денежного обеспечения) в зависимости от страхового стажа, с суммой минимальной среднедневной зарплаты, установленной законом в месяце наступления страхового случая (МЗПсд). Величина МЗПсд определяется так:
МЗПсд = МЗП : 30,44,
где 30,44 – среднемесячное количество календарных дней (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.01 г. № 1266, далее – Порядок № 1266). На сегодня МЗПсд = 105,12 грн. (3 200 грн. : 30,44). После сравнения больничные начисляли исходя из наименьшей из двух сумм (либо из фактической дневной выплаты, либо из МЗПсд).
При этом в месяцах продолжительностью 31 день (если человек проболел полный месяц и больничные начислялись исходя из МЗПсд) сумма по больничному получалась больше установленной границы (размер МЗП), так как 31 > 30,44.
При МЗП = 3 200 грн. выходило:
105,12 грн. х 31 д. = 3 258,72 грн.
Поэтому «вершок», равный 58,72 грн., снимали и начисляли больничные в сумме 3 200 грн. (основание – п. 1 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105 в редакции до 11.10.17 г). 2. Для декретных:
· расчет делали за каждый отдельный месяц;
· сумма декретных выплачивается в размере 100 % средней зарплаты и не зависит от общего страхового стажа (ст. 26 Закона № 1105); · фактическую среднедневную зарплату (доход) сравнивали с нижней границей, равной МЗПсд (на сегодня – 105,12 грн.), и с верхней границей, равной 2 МЗПсд(на сегодня 210,25 грн), в месяце наступления страхового случая. Если фактическая среднедневная зарплата оказывалась меньше МЗПсд, то декретные начислялись исходя из значения МЗПсд; если больше – тогда исходя из значения 2 МЗПсд.
При этом в месяцах продолжительностью 28, 29, 30календарных дней (далее – к. д.) (если женщина находилась в декрете полный месяц и пособие ей начислялось исходя из МЗПсд) сумма декретных оказывалась меньше нижней границы, равной одной МЗП:
105,12 грн. х 30 = 3 153,60 грн. (что меньше 3 200 грн.).
Для таких случаев Минсоцполитики неоднократно рекомендовало «дотягивать» минимальный размер декретных до уровня МЗП (см., например, письмо от 23.06.16 г. № 215/18/99-16). Отметим, что Фонд соцстрахования был против такого подхода (см. письмо от 01.09.17 г. № 5.1-27-241, далее – Письмо № 241).
Вместе с тем в полных месяцах отпуска по беременности и родам продолжительностью 31 к. д. сумма декретных, рассчитанная исходя из значения 2 МЗПсд, превышала установленную верхнюю границу:
210,25 грн. х 31 к. д. = 6 517,75 грн.
Это больше чем 6 400 грн. (3 200 грн. х 2), так как 31 > 30,44.
В этом случае «вершок» 117,75 грн. – снимали и декретные начисляли в сумме 6 400 грн.
Как стало с 11.10.17 г.
После внесения изменений в Закон № 1105 действуют другие правила и ограничения. 1. По больничным
Если расчет осуществляется исходя из МЗПсд, то общая сумма больничных равна результату умножения МЗПсд на количество дней болезни, которые подлежат оплате. Отдельно за каждый месяц теперь не сравниваем начисленные больничные с МЗП! Если работник проболел полный месяц продолжительностью 31 к. д., то сумма больничных будет больше МЗП, но вершок снимать теперь не надо (новая редакция п. 1 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105). Важный момент: если работник болел неполный месяц, продолжительность которого 31 к. д., то сумма больничных, рассчитанная исходя из МЗПсд, всегда будет меньше МЗП. Поэтому она входит в расчет больничного полностью (и по старым правилам, и по новым). 2. По декретным
Если расчет осуществляется исходя из МЗПсд, то больше нет оснований «дотягивать» их сумму до МЗП или снимать вершок над верхним пределом в 2 МЗП (новая редакция п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105). Кроме того, как и в ситуации с больничными, сумму декретных помесячно не надо сравнивать с 2 МЗП! То есть для удобства можем сразу рассчитать предельные значения и следить, чтобы начисленные декретные туда вписывались: · минимальное значение:
105,12 грн. х 126 к. д. = 13 245,12 грн.
Верхняя граница:
210,25 грн. х 126 к. д. = 26 491,50 грн.
Кстати, напомним, что пособие по беременности и родам включается в базу для начисления ЕСВ (абзац второй п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI, далее – Закон № 2464). Сумма ЕСВ, которую работодатель уплачивает за работницу-декретницу, в общем случае не может быть меньше минимального страхового взноса, равного произведению МЗП на 22 % (ч. 5 ст. 8 Закона № 2464), что составляет на сегодня 704 грн. Исключение: совместители и инвалиды, для которых Законом установлены иные правила. Вывод. Как видите, расчеты стали проще. Кроме того, разрешен спор между Минсоцполитики и Фондом соцстраха по поводу применения больнично-декретных ограничений. Что касается периода, когда декретные начислялись по-старому, отметим следующее.
Мы привели выше норму ст. 19 Закона № 1105 в том виде, в каком она была до последних изменений. В ней сказано, что если декретные, рассчитанные исходя из МЗП, в размере на месяц окажутся ниже МЗП, то их необходимо доначислять до уровня МЗП. Такой же механизм предусмотрен и п. 29 Порядка № 1266 (на сегодня в него не внесены изменения). Этой же позиции, основанной на прямых нормах Закона № 1105, и придерживается Минсоцполитики, чего не скажешь о Фонде социального страхования (далее – Фонд). Однако, во-первых, Фонд не относится к тем органам, которые уполномочены разъяснять применение на практике требований Порядка № 1266. А во-вторых, статус письма Фонда не может быть выше, чем статус самого Порядка № 1266.
Тем не менее Фонд таким образом высказал свою позицию, которая, как правило, соблюдается во время проверок работодателей. И действия работодателя, которые не совпадают с рекомендациями Письма № 241, могут быть расценены Фондом как нарушение законодательства (хотя это не так).
В такой ситуации каждый работодатель должен для себя решить, какие именно требования он будет соблюдать. И если выберет Порядок № 1266, то должен быть готовым к обжалованию результатов проверки, проведенной Фондом (если выводы акта совпадут с выводами из Письма № 241). Здесь главное помнить, что разъяснения – это не закон. И если вы воспользовались рекомендациями Минсоцполитики, а Фонд настаивает на своем мнении, приведите вышеуказанные аргументы в свою защиту.
Примеры начисления больничных и декретных по-старому и по-новому см. в «БАЛАНС», 2017, № 96.
Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!