Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Неналоговые проверки: изучаем новшества

February 14, 2017

Законодательные изменения, вступившие в силу с 1 января 2017 года, коснулись также порядка проведения проверок. В Закон № 877, являющийся основополагающим в сфере проверок, Законом № 1726 внесены достаточно серьезные изменения, которые предполагают либерализацию системы государственного надзора и контроля в сфере хозяйственной деятельности. В этой консультации мы рассмотрим основные новшества этого Закона. Кодифицированный текст Закона № 877 со всеми последними изменениями вы можете найти в ПР, 2017, № 1, с. 4.
На какие органы теперь распространяется Закон № 877
Перечень контролирующих органов, которые подпали под действие Закона № 877, значительно расширен. Согласно ст. 2 Закона № 877 его действие не распространяется на отношения, возникающие во время:
•    осуществления мер валютного контроля, таможенного контроля на границе;
•    государственного экспортного контроля;
•    контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
•    банковского надзора;
•    госконтроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции;
•    государственного надзора (контроля) в области телевидения и радиовещания.
Это означает, что при проверках органы, уполномоченные осуществлять данные виды контроля, руководствуются не нормами Закона № 877, а правилами, установленными специальным законодательством в этой сфере. Например, при осуществлении госконтроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции Антимонопольный комитет следует нормам Законов № 2210 и № 3659.
Также ст. 2 Закона № 877 содержит перечень органов, на которых Закон № 877 распространяется частично. То есть эти органы при проведении проверок соблюдают правила, установленные специальным законодательством, но некоторые требования Закона № 877 они обязаны выполнять, а именно: ст. 1, 3, ч. 1, 4, 6–8, абзац второй ч. 10, 13, 14 ст. 4, ч. 1–4 ст. 5, ч. 3 ст. 6, ч. 1–4, 6 ст. 7, ст. 9, 10, 19–21, ч. 3 ст. 22.
В вышеупомянутый перечень вошли органы:
•    ГФС (кроме таможенного контроля на границе);
•    госнадзора за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (кроме осуществления госнадзора за проведением деятельности с источниками ионизирующего излучения, деятельность по использованию которых не подлежит лицензированию);
•    государственного архитектурно-строительного контроля (надзора);
•    госнадзора в сфере хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме деятельности по переводу средств, финансовых услуг на рынке ценных бумаг, производных ценных бумаг (деривативов) и рынке банковских услуг),
•    государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения;
•    государственного надзора (контроля) в области гражданской авиации.
Еще один важный момент: на весь 2017 год установлен мораторий на внесение изменений в ст. 2 Закона № 877 (п. 2 разд. II Закона № 1726). То есть в этом году данная статья останется неизменной, а действие Закона будет распространяться на те же контролирующие органы, что и сегодня.
Когда можно не допускать к проверке
Перечень оснований, когда субъект хозяйствования (далее – СХ) вправе не допускать проверяющих к проверке, значительно расширен. Теперь это можно делать, если (ст. 10):
•    государственный надзор (контроль) осуществляется с нарушением установленных законом требований относительно периодичности проведения таких мер;
•    должностное лицо контролирующего органа не представило копии документов, предусмотренных Законом № 877, или если представленные документы не соответствуют требованиям этого закона;
•    СХ не получил уведомления о проведении планового мероприятия государственного надзора (контроля) в установленном Законом № 877 порядке;
•    должностное лицо контролирующего органа не внесло запись в журнал регистрации проверок (при наличии такового у СХ);
•    продолжительность плановой проверки или суммарная продолжительность таких проверок в течение года превышает предельную продолжительность, установленную ч. 5 ст. 5 Закона № 877, или продолжительность внеплановой проверки превышает предельную продолжительность, установленную ч. 4 ст. 6 Закона № 877;
•    контролирующий орган проводит повторную внеплановую проверку по тому же факту (фактам), который уже был (были) основанием для ее проведения;
•    органом государственного надзора (контроля) не была утверждена и обнародована на официальном веб-сайте унифицированная форма акта, в которой приводится перечень вопросов в зависимости от степени риска;
•    в предусмотренных законом случаях должностные лица не представили копию согласования центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование госполитики по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, или соответствующего государственного коллегиального органа на проведение внеплановой проверки.
Если раньше этот перечень состоял всего из двух пунктов, то сейчас он значительно конкретизирован и в него вошли практически все случаи, когда контролирующий орган нарушает требования законодательства относительно порядка проведения проверок. Таким образом, важно знать все эти требования, чтобы при наличии оснований не допустить проверяющих к незаконной проверке.
Плановые проверки
Этому виду проверок посвящена ст. 5 Закона № 877.
Теперь проверки будут планироваться только на год (раньше – на год и квартал) – с 1 января по 31 декабря планового года.
Планы проверок должны быть занесены в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля). Это тоже новое понятие, определение которого приведено в ст. 1 Закона № 877. В этой системе будет накапливаться вся информация о проверках СХ для ее дальнейшего обнародования и обобщения. Однако интегрированная автоматизированная система – дело будущего, полностью она должна начать функционировать не позднее 31.12.17 г. (п. 9 разд. ІІ Закона № 1726).
Информация о планах на проверки также размещается на официальном веб-сайте Государственной регуляторной службы (далее – ГРС) – не позднее 15 ноября года, предшествующего плановому (общий план для всех госорганов), а на официальных веб-сайтах соответствующих контролирующих органов – не позднее 1 декабря года, предшествующего плановому.
Частота проведения плановых проверок СХ по-прежнему зависит от степени риска субъекта. Методику разработки критериев степени риска должна разработать ГРС. Сами же критерии, как и раньше, должны быть утверждены КМУ по представлению соответствующего контролирующего органа.
Как и прежде, существует три степени риска: высокий, средний, незначительный. Теперь в Законе № 877 четко указано на периодичность плановых проверок в зависимости от степени риска СХ. Проверять должны субъектов, отнесенных:
•    к высокой степени риска – не чаще одного раза в два года;
•    к средней – не чаще одного раза в три года;
•    к незначительной – не чаще одного раза в пять лет.
Срок проведения плановой проверки сокращен. Ее максимальная продолжительность не должна превышать 10 рабочих дней (далее – р. д.) (было – 15 р. д.), а для субъектов малого и микропредпринимательства – 5 р. д.
Суммарная продолжительность всех плановых проверок СХ контролирующими органами в течение календарного года не может превышать 30 р. д., а субъектов малого и микропредпринимательства – 15 р. д.
Внеплановые проверки
Правила проведения этого вида проверок определены ст. 6 Закона № 877.
Изменены и уточнены основания проведения внеплановых проверок. Сегодня это могут быть:
•    подача СХ письменного заявления о проведении у него проверки по его желанию;
•    выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных СХ в документе обязательной отчетности, кроме случаев, когда СХ в течение месяца со дня первичного представления повторно подал такой документ с уточненными данными или если недостоверность данных является результатом очевидной описки или арифметической ошибки, которая не влияет на содержание отчетности. В случае выявления контролирующим органом ошибки в документе обязательной отчетности он в течение 10 р. д. обязан сообщить СХ о необходимости ее исправления в срок до 5 р. д. со дня получения сообщения. Неисправление этой ошибки в установленный срок является основанием для проведения внеплановой проверки;
•    проверка выполнения СХ предписаний, распоряжений или других распорядительных документов относительно устранения нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения предыдущей проверки;
•    обращение физлица (физлиц) о нарушении, которое причинило вред правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей природной среде или безопасности государства, с приложением документов или их копий, подтверждающих такие нарушения (при наличии). Обратите внимание: теперь законом предусмотрено, что за необоснованное обращение физлица о нарушениях, допущенных в отношении него, оно может быть привлечено к ответственности;
•    неподача СХ документов обязательной отчетности за два отчетных периода подряд без уважительных причин или без предоставления письменных объяснений причин, которые препятствовали подаче таких документов;
•    поручение премьер-министра Украины о проверке СХ в соответствующей сфере в связи с выявленными системными нарушениями и/или наступлением события, которое имеет значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;
•    наступление аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, которые были связаны с деятельностью СХ.
Максимальная продолжительность внеплановой проверки не может превышать 10 р. д., а для СМП – 2 р. д.
Презумпция правомерности и освобождение от ответственности СХ
Важные изменения коснулись также ответственности налогоплательщика. Законом № 877 установлен принцип презумпции правомерности деятельности СХ (абзац пятнадцатый ст. 3). Суть его в том, что если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, либо нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначное (множественное) трактование прав и обязанностей СХ и/или полномочий органа государственного надзора (контроля), то решения должны приниматься в пользу СХ.
Еще одно важное новшество, установленное ч. 11 ст. 7 Закона № 877: в случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения, другого распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных во время осуществления меры надзора (контроля), финансовые и административные санкции, меры реагирования к СХ, его должностным лицам не применяются.
ВЫВОДЫ
С 1 января 2017 года в Закон № 877 внесены изменения, предусматривающие либерализацию процедуры проведения проверок СХ контролирующими органами. Эти изменения, в частности, коснулись органов, на которых теперь распространяется действие этого Закона.
Уменьшены сроки проведения проверок, уточнены основания для их проведения. Закон детально прописывает случаи недопуска контролеров к проверке.
Введен принцип презумпции правомерности деятельности СХ и освобождения его от ответственности в случае выполнения требований контролирующего органа по устранению нарушений законодательства.
Напоминаем также, что при проверках должны учитываться положения моратория, установленного Законом № 1728 (подробнее о нем читайте на с. 54 этого издания).

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!