Нецелевое использование? Да нет же, целевое!

Наиболее распространенной ошибкой при определении нецелевого использования бюджетных средств является ссылка работников контролирующих органов и внутренних аудиторов на нарушение распорядителями бюджетных средств Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета. При этом они не учитывают современных требований бюджетного процесса и игнорируют соответствующие нормы законодательства.
Возникает вопрос: почему распорядитель бюджетных средств при таких условиях остается единственным виновным лицом при осуществлении контрольных мероприятий, даже если и будет доказано законным способом нецелевое использование бюджетных средств по одному коду экономической классификации?
Уместно вспомнить и п. 7.6 Методических рекомендаций по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции, утвержденных приказом Госфининспекции от 14.12.11 г. № 90 (далее – Методрекомендации № 90), где прописано следующее: «При проведении ревизии целевого направления средств необходимо в соответствии с сущностью осуществленных платежей проверить правильность их отнесения на расходы по КЭКР. Для этого необходимо проверить правильность отражения данных по соответствующим КЭКР в карточке аналитического учета кассовых расходов по каждой операции по расходованию средств согласно казначейской (банковской) выписке». То есть в этом разделе внутреннего распорядительного документа Госфининспекции использование КЭКР не связывается с целевым или нецелевым использованием бюджетных средств – речь идет о соблюдении законодательства при осуществлении операций на регистрационных счетах, открытых в органах Госказначейства, и на счетах в учреждениях банков.
А в п. 2.4 разд. ІІ «Составление паспортов бюджетных программ, обоснованность утвержденных в них показателей и состояние их выполнения. Составление отчетов о выполнении паспортов бюджетных программ» Методрекомендаций № 90 речь идет, в частности, о контроле достижения учреждением определенных в паспорте бюджетной программы целей, задач, направлений использования бюджетных средств, результативных показателей и других характеристик бюджетной программы.
То есть, если распорядитель бюджетных средств для выполнения своих основных задач правильно осуществил все предусмотренные законодательством мероприятия, начиная с расчетов к сметам и заканчивая финансовой и бюджетной отчетностью, у работников контролирующих органов и внутренних аудиторов нет оснований делать вывод относительно нецелевого использования бюджетных средств. Но при этом распорядитель должен иметь все первичные и подтверждающие документы (решение комиссии и/или распорядительный документ о создании и оценке объекта необоротных активов и т. п.) для отражения этой операции в бухучете.
Желательно также, чтобы была оформлена соответствующим образом (распорядительным документом, в частности приказом об учетной политике и т. п.) позиция главного распорядителя бюджетных средств (ответственного исполнителя) по этому поводу, с единым алгоритмом законных действий для всех подведомственных учреждений.
Более подробную консультацию см. в журнале «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» от 03.11.14 г. № 44.