Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

НДС при взаимозачете: ситуации из практики

October 17, 2014

Для оформления взаимозачета достаточно заявления одной из сторон. Однако во избежание недоразумений рекомендуем оформлять письменное двустороннее соглашение о взаимозачете. Ведь инициатор может не знать о том, что у другой стороны имеются препятствия для проведения взаимозачета.

Рассмотрим на практических ситуациях, как и когда можно провести взаимозачет.

Ситуация 1

Стандартный взаимозачет (расчет корректировки не оформляется)

В начале сентября предприятием А был поставлен товар предприятию Б на сумму 18 000 грн. (в т. ч. НДС – 3 000 грн.). Срок оплаты наступает 30 сентября. На эту же дату предприятие А должно уплатить предприятию Б арендную плату за сентябрь в сумме 12 000 грн. (подписан акт оказанных услуг). 2 октября стороны решили провести взаимозачет. Недостающую сумму (18 000 грн. – 12 000 грн.) предприятие Б доплачивает предприятию А деньгами.

Взаимозачет возможен? Да. Требования сторон являются встречными и однородными (денежная задолженность), срок исполнения обязательств наступил по обоим договорам.

Что с НДС? На дату первого события были выписаны налоговые накладные:

- предприятием А – на дату отгрузки товара (08.09.14 г.);

- предприятием Б – на дату подписания акта оказанных услуг (30.09.14 г.).

Оплата должна состояться после поставки товаров/услуг. То есть взаимозачет является вторым событием. Значит, оснований для корректировки НДС у сторон нет.

Ситуация 2

Стандартный взаимозачет (оформляется расчет корректировки)

В начале сентября предприятие А отгрузило предприятию Б краску на сумму 24 000 грн. (в т. ч. НДС – 4 000 грн.) по договору № 1 и в этот же день получило от предприятия Б бумагу по договору № 2 на сумму 18 000 грн. (в т. ч. НДС – 3 000 грн.). Срок исполнения обязательств по обоим договорам наступил 30 сентября, но товары не были оплачены. 10 октября стороны приняли решение провести взаимозачет на сумму 18 000 грн, а часть бумаги на сумму 6 000 грн. (24 000 грн.  – 18 000 грн.) предприятие Б должно вернуть предприятию А (бумагу вернули 13 октября).

Взаимозачет возможен? Да. Требования являются встречными, однородными (денежная задолженность), срок исполнения обязательств наступил по обоим договорам.

Что с НДС? На дату первого события (общая дата для обеих сторон – отгрузка бумаги и краски состоялась 09.09.14 г.) были выписаны налоговые накладные:

- предприятием А – на сумму 24 000 грн (в т. ч. НДС – 4 000 грн.);

- предприятием Б – на сумму 18 000 грн. (в т. ч. НДС – 3 000 грн.).

Как и в ситуации 1, взаимозачет является вторым событием, поэтому оснований для корректировки НДС у сторон нет. Однако здесь происходит возврат части товара поставщику, что является основанием для корректировки НДС. То есть на дату возврата краски (13.10.14 г.) предприятие А должно выписать расчет корректировки к налоговой накладной, оформленной на дату отгрузки краски. И указать там, в частности: в графе 2 – причину корректировки (возврат товара поставщику); в графе 3 – номенклатуру возвращаемого товара; в графах 6 и 7 – количество и стоимость возвращаемой краски со знаком «–».

Более подробную консультацию см. в журнале «БАЛАНС» от 20.10.14 г. № 86-87.

Новости по теме:

Альтернативные формы расчетов с контрагентами

Условия зачисления встречных ВЭД-требований

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!