Налоговая реформа-2017: масштаб изменений
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 6201 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно проведения налоговой реформы и повышения инвестиционной привлекательности Украины».
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Налоговый кодекс Украины, которыми предусматривается:
• обеспечение стабильности налогового законодательства; обратное действие во времени только для актов налогового законодательства Украины, которыми вносятся изменения, дополнения, предусматривающие смягчение или отмену ответственности за нарушения налогового законодательства; установление моратория на внесение изменений в налоговое законодательство до 2020 года, кроме изменений, касающихся администрирования и/или улучшающих положение плательщиков налогов, сборов.
• в части налога на прибыль:
– либерализация ставок налога по налогу на прибыль предприятий, снижение базовой (основной) ставки с 1 января 2018 года с 18 до 15 %, с целью выхода субъектов хозяйствования из «тени» и увеличения налоговых поступлений в бюджет Украины; для субъектов индустрии программной продукции, применяющих специальный режим налогообложения – 5 %;
– исключение фискальных норм, устанавливающих минимально допустимые сроки амортизации основных средств и прочих необоротных активов, и нематериальных активов с целью унификации налогового и бухгалтерского учета; сроки амортизации основных средств и прочих необоротных активов будут зависеть от учетной политики предприятия;
– отмена уплаты налогового обязательства по налогу на прибыль при выплате дивидендов;
– введение временного, с 1 января 2018 года до 1 января 2025 года, освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке программной продукции;
• в части налога на доходы физических лиц:
– освобождение от налогообложения сумм в виде страховых платежей (страховых взносов, страховых премий) работодателем-резидентом за свой счет по договорам добровольного медицинского страхования в пользу наемных работников и членов их семей, но не более чем 2,5 МЗП за каждое физическое лицо, установленной законом на 1 января отчетного налогового года;
– освобождение от налогообложения сумм пенсий (включая сумму их индексации, начисленную согласно закону) или ежемесячного пожизненного денежного содержания, получаемых налогоплательщиком из Пенсионного фонда или бюджета согласно закону;
– предусмотрение включения в налоговую скидку суммы расходов налогоплательщика, который имеет статус внутренне перемещенного лица, в уплату арендной платы согласно договору аренды, оформленному согласно в соответствии с действующим законодательством Украины, для компенсации стоимости найма (аренды) жилья (квартиры, дома);
– либерализация ставки налога по налогу на доходы физических лиц, снижение базовой (основной) ставки с 18 до 15 %, и ставки налога на доходы физических лиц с 18 до 5 % базы налогообложения относительно дохода в форме зарплаты и других вознаграждений по трудовым договорам (контрактам) работников субъекта индустрии программной продукции, который применяет особенности налогообложения, с целью детенизации фонда оплаты труда и увеличения налоговых поступлений соответственно;
– повышение размера налоговой социальной льготы, на которую налогоплательщик имеет право уменьшить сумму общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, с 50 до 100 % размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, – для какого-либо налогоплательщика;
– усовершенствование налогообложения доходов, полученных путем осуществления операций с инвестиционными активами (ценными бумагами и деривативами);
– отмена, введенного на временной основе, военного сбора с целью детенизации фонда оплаты труда; кроме того, взимание военного сбора является неправомерным, ведь налоговым законодательством не определена база обложения военным сбором, которая является обязательным элементом какого-либо налога/сбора; фактически возникает двойное налогообложение доходов физического лица.
Источник: https://uteka.ua/publication/Nalogovaya-reforma-2017-izmeneniya-v-chasti-naloga-na-pribyl-i-NDFL.
• в части администрирования:
– установление дополнительных гарантий для налогоплательщиков в части ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени, которое выражается в признании сумм ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств, не возвращенных налогоплательщику в порядке и сроки, задолженностью бюджета, на которую начисляется пеня на уровне 120 % учетной ставки НБУ, установленной на момент возникновения пени, в течение срока ее действия, включая день возврата денежных обязательств;
– представление налоговой отчетности по акцизному налогу в контролирующие органы в электронной форме;
– отмена ограничения относительно применения налоговой консультации только лицом, которому она была предоставлена; установление правил использования и другими налогоплательщиками налоговых консультаций в случае соответствия условий, изложенных в консультации, фактическим обстоятельствам;
– внедрение мотивированных налоговых разъяснений, которые будут предоставляться центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, по обращению налогоплательщиков, и будут отражать его официальную позицию по вопросам правильности, полноты начисления и уплаты налогов, сборов относительно осуществленных хозяйственных операций или тех хозяйственных операций, осуществление которых планируется в будущих отчетных (налоговых) периодах; мотивированное налоговое разъяснение, предоставленное налогоплательщику, является обязательным для контролирующих органов во время проведения проверок, сверок;
– усовершенствование института обжалования решений контролирующих органов;
– либерализация порядка проведения контролирующими органами проверок и оформления результатов таких проверок.
Источник: https://uteka.ua/publication/Nalogovaya-reforma-2017-izmeneniya-v-chasti-administrirovaniya.
• в части трансфертного ценообразования:
– введение в национальное налоговое законодательство правил для налогообложения контролируемых иностранных компаний с целью борьбы с уклонением от налогообложения, с налоговым злоупотреблением при применении налоговых конвенций, прекращения оттока капитала из Украины и размывания налоговой базы;
– контролирующим лицом согласно законопроекту предлагается определить резидентов Украины – юридических или физических лиц, которые непосредственно и/или опосредованно владеют корпоративными правами контролируемой иностранной компании в размере 50 и больше процентов; или доля такого участия в контролируемой иностранной компании превышает 10 %, если доля участия всех резидентов Украины в данной контролируемой иностранной компании составляет 50 и больше процентов. При этом при определении доли участия резидента-физлица в контролируемой иностранной компании учитывается как непосредственное его участие, так и опосредствованное участие через него супруги и/или несовершеннолетних детей.
Налогоплательщики обязуются ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным налоговым годом, предоставлять соответствующим контролирующим органам по своему налоговому адресу справки в произвольной письменной форме о контролируемых иностранных компаниях, в которых они являются контролирующими лицами.
Прибыль контролируемой иностранной компании может быть освобождена от налогообложения в случае наличия одного из условий:
1) контролируемая иностранная компания зарегистрирована в какой-либо стране, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения;
2) контролируемая иностранная компания является стороной в соглашении о распределении продукции, концессионного соглашения, участником государственно-частного партнерства;
3) является эмитентом облигаций, которые размещаются на международных фондовых биржах, перечень которых утверждается Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
Прибыль контролируемой иностранной компании должна быть подтверждена соответствующей финансовой отчетностью, которая составлена согласно законодательству страны местонахождения (регистрации) контролируемой иностранной компании за соответствующий финансовый (отчетный) год.
• в части НДС:
– внедрение 7 % НДС по операциям по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины товаров и услуг, которые являются социально значимыми по перечню, утвержденному КМУ;
– осуществление бюджетного возмещения плательщикам НДС, соответствующим критериям, в автоматическом режиме;
– усовершенствование порядка определения суммы налога, который подлежит уплате (перечислению) в госбюджет или возмещению из госбюджета (бюджетному возмещению), и сроков проведения расчетов;
– возобновление спецрежима налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства с целью увеличения государственной поддержки сельхозпредприятий, ведь отмена применения спецрежима по НДС для сельхозтоваропроизводителей и переход на общую систему обложения НДС станет крахом для данной области и фактически уничтожит производство сельхозтоваров. Прямые дотации государства для данной области – неэффективны и способствуют распространению коррупции. К тому же объемы прямых дотаций являются незначительными и составляют в целом до 8 млрд грн. в год, тогда как забирают у аграриев больше 20 млрд грн. ежегодно.
Источник: https://uteka.ua/publication/Nalogovaya-reforma-2017-izmeneniya-v-chasti-NDS.
• в части акцизного налога:
– внедрение автоматизированной системы электронного контроля (далее – АСЭК) за производством и обращением спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий для усиления контроля в соответствующей сфере хозяйствования, с целью детенизации производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий; обеспечение функционирования АСЭК возложить на контролирующие органы; усовершенствование процедуры маркировки алкогольных напитков и табачных изделий путем внедрения АСЭК;
– освобождение от обложения акцизным налогом субъектов хозяйствования розничной торговли, осуществляющих реализацию подакцизных товаров, ведь установление акцизного налога с реализации через торговую сеть подакцизных товаров физическим лицам и другим конечным потребителям не соответствует международным стандартам, а именно Директиве ЕС от 16.12.08 г. № 2008/118/ЕС относительно общих условий акцизного сбора;
– повышение ставки акцизного налога на табачные изделия на 20 % специфической и на 3 процентных пункта (с 12 до 15 %) адвалорной;
• в части рентной платы:
– усовершенствование исчисления рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых; расчет фактической цены реализации для товарной продукции железорудного горного предприятия налогоплательщиком по соответствующей формуле.
Источник: https://uteka.ua/publication/Nalogovaya-reforma-2017-izmeneniya-v-chasti-akciza-i-rentnoj-platy.