Компенсация заработка призванных работников: история вопроса
Разработанный в соответствии со ст. 119 КЗоТ Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.15 г. № 105 (далее – Постановление № 105, Порядок № 105), в очередной раз претерпел изменения. Рассмотрим их подробно.
История вопроса
Напомним, что на сегодняшний день ч. 3 ст. 119 КЗоТ предусмотрено, что за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода сроком до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняется место работы, должность и средний заработок. Таким работникам, как и ранее, будет выплачиваться денежное обеспечение в соответствии с Законом от 20.12.91 г. № 2011-ХІІ «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».
Что касается компенсации среднего заработка для указанных категорий лиц из госбюджета, то нормы по ее проведению КЗоТ не содержит после вступления в силу с 01.01.16 г. Закона от 24.12.15 г. № 911-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон № 911).
С внесением постановлением КМУ от 12.04.17 г. № 254 (далее – Постановление № 254) изменений в Порядок № 105 работодатели смогут получить из государственного бюджета компенсацию среднего заработка работников, призванных на военную службу на особый период, за 2014–2015 годы. Обращаем внимание: упомянутая компенсация за 2014–2015 годы, ранее не полученная учреждениями, организациями, предприятиями и другими структурами, где работали на время призыва лица, будет выплачиваться за счет средств госбюджета на 2017 год.
Необходимость в упорядочении данного вопроса решением Кабмина фактически возникла, в частности, в результате внесения Законом от 12.11.15 г. № 801-VІІІ (далее – Закон № 801), вступившим в силу с 06.12.15 г., изменений в ст. 119 КЗоТ. Так, согласно обновленной ст. 119 КЗоТ работникам, призванным на службу во время их работы в фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных производственных кооперативах независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей также гарантировалось сохранение их места работы, должности и компенсация их среднего заработка из бюджета.
То есть начиная с 06.12.15 г. должен был компенсироваться из бюджета средний заработок еще и лицам, которые были призваны на службу в период работы в вышеупомянутых хозяйствах, кооперативах и у физлиц-предпринимателей. И он компенсировался, пока согласно Закону № 911 такая компенсация из бюджета (в т. ч. и для работников фермерских хозяйств, сельхозкооперативов независимо от подчинения и формы собственности и физлиц-предпринимателей) с 01.01.16 г. не была прекращена вообще.
Почему была прекращена компенсация из бюджета
С 01.01.15 г., как предусматривалось Законом от 28.12.14 г. № 80-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», нормы и положения ч. З ст. 119 КЗоТ должны были применяться в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов. Аналогичную норму содержал и Закон от 25.12.15 г. № 928-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2016 год».
Знаем, что на то время согласно ч. 3 ст. 119 КЗоТ и осуществлялась компенсация из госбюджета среднего заработка, который сохранялся по месту работы призванных работников.
Поскольку в Законе от 21.12.16 г. № 1801-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» указанных оговорок нет, нормы Постановления № 105 согласно Постановлению № 254 существенно изменены.
Прежде всего, дополнено название самого постановления, его постановляющей части и утвержденного им Порядка, которое теперь звучит так: «Порядок выплаты компенсации за 2014–2015 годы предприятиям, учреждениям, организациям, фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным производственным кооперативам независимо от подчинения и формы собственности и физическим лицам – предпринимателям в пределах среднего заработка работников, призванных на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятых на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, которая угрожает национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и(или) введении военного положения, а также работникам, которые были призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период и которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту».
Как свидетельствует название, расширен круг работников, которым компенсируется средний заработок из бюджета. Это значит, что со вступлением в силу с 14.04.17 г. Постановления № 254 сохранение места работы, должности с компенсацией за 2014–2015 годы из бюджета среднего заработка касается также лиц, которые работали на время призыва в фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных производственных кооперативах независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц-предпринимателей. Поэтому теперь действие Постановления № 105 распространяется еще и на тех граждан, которые призваны на службу начиная с 06.12.15 г. До внесения изменений его можно было применять к гражданам, которые начиная:
· с 18.03.14 г. были призваны на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период;
· 08.02.15 г. были приняты на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, которая угрожает национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и(или) введении военного положения;
· 11.06.15 г. были призваны на срочную военную службу, а также призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период, и которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту.
Однако на этом упорядочение базового документа по компенсации среднего заработка из бюджета не заканчивается.
Что изменилось в механизме компенсации среднего заработка
Претерпел изменения Порядок № 105 и в части определения механизма компенсации среднего заработка из бюджета.
В частности, в п. 1 Порядка № 105 изменено название программы, по которой будет выплачиваться компенсация (именно за 2014–2015 годы), причем за счет и в пределах предусмотренных в госбюджете ассигнований. До внесения изменений об этом периоде в Порядке № 105 не упоминалось.
Если до принятия Постановления № 254 отчеты о фактических расходах на выплату компенсации из бюджета учреждения должны были подавать в органы соцзащиты населения ежемесячно до 15-го числа, то теперь такие отчеты будут подаваться в течение трех месяцев со дня вступления в силу Постановления № 254 (т. е. до 14.07.17 г.). Речь идет об отчете по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 105. Знаем, что его нужно согласовать с районным (городским) военкоматом или воинской частью, которые проводили призыв, в части подтверждения призыва и прохождения военной службы.
Кроме того, Порядок № 105 дополнен п. 81, предусматривающим, что компенсация из бюджета, которая поступает в текущем бюджетном периоде как возврат дебиторской задолженности, возникшей в предыдущих бюджетных периодах, бюджетными учреждениями отражается в учете согласно установленному законодательством порядку.
Обращаем внимание: с 01.01.16 г. компенсация среднего заработка из бюджета учреждениям, организациям, предприятиям и т. п., в которых на время призыва работали призывники, не производится, поэтому выплата сохраненного среднего заработка призванным работникам проводится работодателем.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 18-19, который выходит из печати 03.05.17 г.