Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Когда прекращается начисление курсовых разниц на остаток инвалюты на счете в ликвидируемом банке?

March 29, 2016

На момент введения в банке временной администрации на текущем валютном счете предприятия находилась инвалюта. Впоследствии банк был ликвидирован (исключен из ЕГР). Как отражать в учете операции с остатком денежных средств на валютном счете с момента признания банка неплатежеспособным до момента его ликвидации?

Напомним, что прежде чем банк ликвидируют по инициативе НБУ, он проходит стадии проблемности и неплатежеспособности. Проблемный банк находится под надзором НБУ, однако в этом периоде клиент работает со своими средствами на счетах в обычном порядке.

Если показатели работы проблемного банка не улучшились, НБУ принимает решение о признании такого банка неплатежеспособным. На следующий день после принятия этого решения регулятор передает управление таким банком Фонду гарантирования вкладов физических лиц (далее – Фонд), который вводит в банке временную администрацию. Цель этого мероприятия – вывести неплатежеспособный банк с рынка в течение трех (а для системно важных банков – шести) месяцев с даты публикации на сайте Фонда объявления о введении временной администрации.

В период временной администрации в банке действует мораторий на удовлетворение требований вкладчиков и других кредиторов банка (к последним относятся, в частности, коммерческие предприятия, имеющие счета в таком банке) (п. 1 ч. 5 ст. 36 Закона от 23.02.12 г. № 4452-VI «О системе гарантирования вкладов физических лиц, далее – Закон № 4452).

Каким должен быть учет в период действия моратория?

Итак, на дату введения временной администрации в банке у предприятия имеется остаток на текущем счете. На период моратория этот остаток замораживают. Наличные снять нельзя, перечислить безналично в пользу других лиц – тоже нельзя. Правда, если деньги поступят на счет, их можно будет использовать, но только в пределах поступившей суммы (п. 5 ч. 6 ст 36 Закона № 4452).

Однако замороженный остаток – это все равно деньги предприятия. Средства на валютном счете признаются активом предприятия и монетарной статьей баланса. Поэтому на каждую дату баланса в период действия временной администрации надо делать перерасчет суммы на валютном счете по курсу на конец дня (пп. «а» п. 7 П(С)БУ 21). Иными словами, рассчитывать операционную курсовую разницу:

·          положительную – отражать на субсчете 714 «Доход от операционной курсовой разницы»;

·          отрицательную – на субсчете 945 «Потери от операционной курсовой разницы» (п. 8 П(С)БУ 21).

Отметим, что в течение всего дня применяется курс, установленный в предыдущий день (п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 496).

В налоговом учете доходы и расходы от курсовых разниц начисляются по правилам бухучета.

Что происходит по окончании срока действия временной администрации?

Если план урегулирования банком не выполнен, Фонд подает НБУ предложение о ликвидации банка (ч. 2 ст. 44 Закона № 4452). НБУ, в свою очередь, принимает окончательное решение об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка. Об этом можно узнать из объявления на сайте НБУ и не позднее семи дней после этого – из газет «Урядовий кур’єр» и «Голос Украины».

На дату принятия решения о ликвидации банка составляется начальный ликвидационный баланс банка (п. 4.2 разд. V Положения о выведении неплатежеспособного банка с рынка, утвержденного решением исполнительной дирекции Фонда гарантирования вкладов физических лиц от 05.07.12 г. № 2, далее – Положение № 2). В ликвидационном Балансе пассивы банка отражаются как в разрезе валют, так и в гривневом эквиваленте (п. 4.3 Положения № 2).

Что делать предприятию после принятия решения о ликвидации банка?

Заявлять свои претензии к банку. В течение 30 дней с момента принятия решения о ликвидации банка Фонд принимает от кредиторов требования к банку (в частности, на сумму остатка на валютном счете), сверяет их со своими данными и акцептует требование, если не возникает возражений.

Обратите внимание: заявленная предприятием сумма включается в реестр акцептованных требований (далее – реестр) в гривневом эквиваленте по курсу НБУ на день принятия решения о ликвидации банка (п. 4.22 Положения № 2).

Это означает, что с момента принятия такого решения предприятие имеет в балансе не актив в виде валюты на счете, а гривневую дебиторскую задолженность банка. В учете этот факт отражается корреспонденцией Дт 377 «Расчеты с другими дебиторами» – Кт 312 «Текущие счета в иностранной валюте» в гривневом эквиваленте по курсу на 0 часов даты принятия решения о ликвидации банка.

После указанной даты начисление курсовых разниц прекращается.

Что делать с остатком, если банк включил в реестр не всю сумму заявленных предприятием требований?

Не включенная в реестр часть суммы считается погашенной (ч. 8 ст. 49 Закона № 4452). Эту сумму следует перевести в состав безнадежной дебиторской задолженности на дату публикации реестра на сайте Фонда и списать с баланса, поскольку она больше не соответствует определению актива (если предприятие не собирается оспаривать эту сумму в судебном порядке).

А как отражать в учете акцептованную часть задолженности?

В общем случае процедура ликвидации банка завершается в течение года со дня принятия решения о его ликвидации (ч. 5 ст. 44 Закона № 4452). Дебиторская задолженность банка в этом периоде вполне соответствует критериям сомнительной задолженности. Поясним почему. Требования юрлиц относятся к седьмой очереди и удовлетворяются за счет продажи имущества банка. А значит, есть надежда, что какую-то часть, а может быть, и всю сумму задолженности предприятию все же вернут. Окончательно это станет ясно после распродажи имущества и завершения процедуры ликвидации банка.

И вот банк ликвидирован. Требования предприятия, которые невозможно было удовлетворить из-за недостаточности имущества банка, считаются погашенными (ч. 5 ст. 52 Закона № 4452). Такая задолженность банка признается безнадежной и списывается с баланса предприятия в периоде, на который приходится внесение в ЕГР записи о ликвидации банка. В учете предприятия этот факт отражается записью Кт 377 Дт 944 «Сомнительные и безнадежные долги».

В налоговом учете безнадежная задолженность юридических лиц включается в расходы только в периоде их ликвидации (пп. «з» пп. 14.1.11 НК).

"БАЛАНС", 2016, № 26.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!