Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Как установить должностные оклады, чтобы сэкономить и не нарушить закон

February 13, 2017

Предприятиям законодательно предоставлена возможность устанавливать должностные оклады на уровне не ниже ПМ для трудоспособных лиц. В то же время работодатели должны проводить доплату до МЗП, поэтому отдельные собственники принимают решение об установлении должностных окладов на уровне МЗП. Впрочем, такое решение может привести к увеличению ФОТ, а также лишит работодателя возможности

Пример 1

Работнику установлен должностной оклад в размере 1 600 грн. Согласно приказу по предприятию работник принят на неполный рабочий день (0,5 ставки). В январе он отработал 80 ч (половину месячной нормы). Кроме того, работник получает ежемесячную доплату за выполнение особо важной работы в размере 20 % должностного оклада.

На основании этих данных рассчитаем:

1) зарплату работника за январь согласно окладу:

1 600 грн. х 0,5 = 800 грн.;

2) доплату за выполнение особо важной работы:

1 600 грн. х 20 % = 320 грн.

Всего за январь начислено 1 120 грн. (800 грн. + 320 грн.).

В соответствии с абзацем пятым ст. 31 Закона № 108 работодатель должен выплатить такому работнику МЗП пропорционально отработанному времени, поэтому зарплата работника не может быть ниже половины МЗП:

3 200 грн. х 0,5 = 1 600 грн.

Исчислим сумму доплаты до МЗП:

1 600 грн. – 1 120 грн. = 480 грн.

В то же время ст. 31 Закона № 108 установлены доплаты, которые не учитываются при обеспечении минимальных размеров зарплаты, в частности:

  • доплата за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья;
  • доплата за работу в ночное и сверхурочное время;
  • доплата за разъездной характер работ;
  • премии к праздничным и юбилейным датам.

Пример 2

Работник работает сторожем. Ему установлена доплата за работу в ночное время – 35 % оклада за каждый час работы. В январе 2017 года он отработал 159 ч, в том числе ночные – 80 ч.

Определим расходы предприятия на зарплату работника при условии установления ему:

  • минимального должностного оклада – 1 600 грн. (вариант 1);
  • должностного оклада на уровне МЗП – 3 200 грн. (вариант 2).

Расчеты приведем в табл. 1.

Таблица 1                                                                                                                                      (грн.)


п/п

Показатель

Вариант 1

Вариант 2

Примечание

1

2

3

4

5

1

Зарплата, начисленная по окладу

1 600,00

3 200,00

Поскольку работник отработал месячную часовую норму, начисленная зарплата будет соответствовать должностному окладу работника

2

Доплата до МЗП

1 600,00
(3 200,00 –
– 1 600,00)

В варианте 1 начисленная зарплата меньше МЗП, поэтому работнику следует доплатить до уровня МЗП. В то же время ночные часы не учитываются при обеспечении МЗП

3

Доплата за работу в ночное время

281,76
(1 600,00 : 159 x
х 80 x 35 %)

563,52
(3 200,00 : 159 х
х 80 х 35 %)

Для расчета доплаты за работу в ночное время нужно определить стоимость часов работы (путем деления должностного оклада на норму часов в месяце) и умножить ее на количество отработанных ночью часов и размер доплаты

4

Всего (стр. 1 +
+ стр. 2 + стр. 3)

3 481,76

3 763,52

5

ЕСВ, начисленный по ставке 22 %

765,99

827,97

6

Всего расходов

(стр. 4 + стр. 5)

4 247,75

4 591,49

Как видно из табл. 1, расходы предприятия при установлении работнику должностного оклада на уровне МЗП (3 200 грн.) больше на 343,74 грн. (4 591,49 грн. – 4 247,75 грн.) в месяц, чем при установлении минимального должностного оклада (1 600 грн.). Таким образом, взвешенный подход к установлению должностных окладов для младшего обслуживающего персонала позволит предприятию оптимизировать расходы на оплату труда.

Должностной оклад и индексация зарплаты

Установление должностных окладов работникам имеет важное значение и для индексации зарплаты в 2017 году. В соответствии с проектом постановления КМУ от 13.07.16 г. № 4971 запланированный индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) в этом году будет составлять 8,1 %. Поскольку индексация зарплаты должна осуществляться при превышении порога инфляции (103 %), становится понятным, что работодателям придется или повышать зарплату работникам, или индексиро­вать ее.

Индексация зарплаты проводится согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078). Предлагаем рассмотреть на условном примере, как будет влиять на общие расходы на оплату труда (включая начисление ЕСВ на ФОТ) установление должностных окладов для работников при превышении порога инфляции.

Пример 2

Работник работает дворником. Допустим, что в феврале 2017 года индекс инфляции составлял 103,2 %, а это является основанием для начисления индексации. Предприятие принимает решение повысить должностной оклад работнику на 100 грн., чтобы не индексировать зарплату.

Рассчитаем расходы предприятия на выплату работнику зарплаты в феврале и при условии установления ему с 01.01.17 г.:

  • должностного оклада – 1 610 грн. (вариант 1);
  • должностного оклада на уровне МЗП – 3 200 грн. (вариант 2).

Расчеты приведем в табл. 2 на следующей странице.

Как видно из табл. 2, расходы на оплату труда в варианте 2 увеличились, в то же время повышение должностных окладов, которое позволяет избежать начисления индексации, произошло в обоих вариантах.

Таблица 2                                                                                                                                       (грн.)


п/п

Показатель

Вариант 1

Вариант 2

Примечание

1

2

3

4

5

Расчет расходов до повышения зарплаты

1

Зарплата, начисленная по окладу
до повышения

3 200
(1 610 + 1 590)

3 200

В варианте 1 осуществляется доплата в размере 1 590 грн. для обеспечения МЗП

2

Начислен ЕСВ по ставке 22 %

704

704

3

Всего расходов до повышения

(стр. 1 + стр. 2)

3 904

3 904

Расчет расходов после повышения зарплаты

4

Зарплата с учетом повышения должностного оклада на 100 грн.

3 200
(1 710 + 1 490)

3 300

В варианте 1 зарплата не изменилась, изменились только ее составляющие (увеличился должностной оклад и уменьшилась доплата до МЗП). Зато в варианте 2 ФОТ увеличился

5

Начислен ЕСВ по ставке 22 %

704

726

6

Всего расходов после повышения

(стр. 4 + стр. 5)

3 904

4 026

Павел ИВАНЕЧКО, бухгалтер-эксперт, кандидат экономических наук

Источник: «БАЛАНС» № 12-13 (1680-1681) от 13 февраля 2017 года

Читать полностью статью в открытом доступе.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!