Как действовать, чтобы подтвердить форс-мажор?
С 25 июля текущего года вступил в силу Регламент удостоверения Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).
Какие обстоятельства Регламент не считает форс-мажорными?
Финансовый и экономический кризис, дефолт, рост официального и коммерческого курсов инвалюты, несоблюдение своих обязанностей контрагентом должника, отсутствие на рынке нужных для выполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых средств и т. п.
Какова процедура удостоверения форс-мажорных обстоятельств?
Этап 1. Подача в ТПП заявления и соответствующих документов. Основные сведения, которые должны быть в заявлении:
- какое обязательство подлежит исполнению, в какой срок, в каком объеме и при каких условиях;
- какие обстоятельства привели к возникновению форс-мажора: начало их возникновения и срок действия, а также причины, по которым невозможно исполнить обязательство.
Заявление подписывается руководителем предприятия или его доверенным лицом. К заявлению необходимо приложить следующие документы:
- надлежащим образом заверенную копию договора (за подписью ответственного лица и печатью заявителя), контракта, соглашения и т. п. (со всеми приложениями, изменениями и дополнениями, спецификациями, если таковые были заключены), либо копию нормативного акта, которым предусмотрено обязательство, документ, подтверждающий его периодичность, срок наступления, объем;
- данные заявителя об объеме выполненных обязательств;
- данные заявителя о невыполненных обязательствах, которые невозможно выполнить из-за наступления форс-мажора; копия направленного другой стороне уведомления о наступлении форс-мажора;
- оригиналы документов компетентных госорганов, подтверждающих наличие обстоятельств, на которые ссылается заявитель, день их наступления.
Этап 2. Рассмотрение ТПП поданных документов. ТПП может дополнительно затребовать: оригиналы документов, пояснения, доказательства. Если это требование не выполнить, ваше заявление оставят без рассмотрения.
Этап 3. Принятие решения ТПП. Уполномоченное лицо ТПП может принять одно из следующих решений:
- отложить рассмотрение заявления на одну календарную неделю, чтобы заявитель подал необходимые документы, объяснения и т. д. Заявителя уведомят об этом письменно;
- оставить заявление без рассмотрения в случае невыполнения требований о представлении дополнительных объяснений и т. п. в установленный срок. Заявителя уведомят об этом письменно. Обратите внимание: после устранения недостатков заявитель вправе повторно обратиться в ТПП;
- отказать в подтверждении форс-мажорных обстоятельств. Заявитель имеет право обжаловать такое решение, обратившись в Регламентный комитет ТПП Украины в течение 30 календарных дней со дня получения отказа;
- удостоверить факт форс-мажорных обстоятельств и выдать сертификат.
Этап 4. Оплата услуг и получение сертификата. В Регламенте указано, что услуги ТПП по удостоверению форс-мажорных обстоятельств являются платными. Обратите внимание: с 15 октября текущего года вступил в силу Закон от 02.09.14 г. № 1669-VII, который предусматривает, что сертификаты будут выдаваться субъектам хозяйствования по себестоимости, а субъектам малого предпринимательства – бесплатно. Выдача сертификатов будет проводиться в течение 7 дней со дня обращения в ТПП.
Более подробную консультацию см. в журнале „БАЛАНС” от 20.10.14 г. № 86-87.
Новости по теме: