Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Изменения в законодательстве, действующие с октября 2016 года

September 30, 2016

· С 1 октября 2016 года до 1 января 2017-го осуществляется пилотный проект относительно ценообразования на товары и услуги в сфере производства и реализации продовольственных товаров. На этот период отменяется ценовое регулирование на продовольственные товары и проводится тщательный мониторинг цен, на основе которого будет принято решение о дальнейшей судьбе ценового регулирования на продукты питания (постановление КМУ от 22.09.16 г. № 656).

· С 1 октября изменяется законодательство относительно документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или специальный статус лица. В частности:
1. Согласно изменениям в Закон от 21.01.94 г. № 3857-XII документами, которые дают право гражданину Украины на выезд из Украины и въезд в Украину, теперь являются: паспорт гражданина Украины для выезда за границу (далее – загранпаспорт); дипломатический паспорт Украины; служебный паспорт Украины; удостоверение личности моряка; удостоверение члена экипажа; удостоверение личности на возвращение в Украину (дает право на въезд в Украину). То есть из перечня документов, установленного Законом от 21.01.94 г. № 3857-XII, исключен проездной документ ребенка и добавлено к нему удостоверение члена экипажа и удостоверение личности на возвращение в Украину.
2. Согласно изменениям в Закон от 20.11.12 г. № 5492-VI:
· введены: обязательное получение паспорта гражданина Украины с 14-летнего возраста; удостоверение лица, которое нуждается в дополнительной защите, и проездной документ такого лица; карточка трудового мигранта как документ, удостоверяющий личность иностранца или лицо без гражданства, которые намереваются заниматься предпринимательской деятельностью в Украине, и подтверждающий законные основания для их проживания в стране;
· паспорт гражданина Украины кроме других данных теперь содержит также налоговый номер (регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика из Госреестра физлиц-налогоплательщиков), а в случае отказа от его принятия пишется слово «отказ». Надписи в паспорте осуществляются на украинском и английском языках;
· введен админсбор за оформление (в т. ч. вместо утерянных или похищенных) и обмен документов, который включает стоимость админуслуги, бланка документа и его персонализации. Предельная стоимость админуслуги по выдаче документов зависит от срока их оформления. Так, за оформление: паспорта гражданина Украины в течение 20 рабочих дней (далее – р. д.) со дня оформления заявления-анкеты платится 0,1 МЗП, установленной на 1 января календарного года, в котором подаются документы; 10 р. д. – 0,2 МЗП; загранпаспорта: в течение 20 р. д. – 0,2 МЗП; 7 р. д. – 0,4 МЗП; 3 р. д. (в случае документально подтвержденной необходимости срочного выезда за границу на лечение, отъезда лица, сопровождающего тяжелобольного, или смерти родственника за рубежом) – 0,4 МЗП (Закон от 14.07.16 г. № 1474-VIII).

· С 1 октября действует новый Порядок производства по заявлениям об оформлении документов для выезда граждан Украины за границу на постоянное проживание. Решение об оформлении документов для выезда за границу на ПМЖ действует в течение 6 месяцев со дня его принятия и теряет силу, если заявитель в этот срок не обратился в территориальный орган государственной миграционной службы для оформления документов для выезда за границу (приказ МВД от 16.08.16 г. № 816).

· С 1 октября применяется ДСТУ 7724:2015 «Уголь каменный для коксования. Технические условия», срок вступления в силу которого перенесен с 1 августа приказом ГП «УкрНИНЦ» от 26.07.16 г. № 211.

· С 1 октября действуют изменения в Правила организации статистической отчетности, которая подается в НБУ, утвержденные постановлением Правления НБУ от 01.03.16 г. № 129. В частности:
– уточняется, что во время подготовки данных для составления формы (или файла) статотчетности банки, небанковские финансовые учреждения – резиденты, которые являются платежными организациями и/или членами/участниками платежных систем, другие финучреждения, национальный оператор почтовой связи, субъекты хозяйствования (далее – СХ) используют государственные классификаторы, соответствующие стандарты и справочники Нацбанка. Так, для статистических целей Нацбанк ведет и актуализирует справочник субъектов ЕГРПОУ;
– внесены изменения в некоторые статформы, а форма отчета о взаимодействии банка со специально уполномоченным органом по вопросам финмониторинга (форма № 200) и пояснения к ее заполнению изложены в новой редакции (постановление Правления НБУ от 12.09.16 г. № 384).
В связи с внесением изменений в статотчетность Нацбанк уточнил сроки ее представления и введения тестового периода по отдельным формам статотчетности (письмо НБУ от 19.09.16 г. № 31-0005/77998).

· С 5 октября вступает в силу Закон от 02.06.16 г. № 1404-VIII «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 1404), принятый вместо действующего на данное время Закона от 21.04.99 г. № 606-XIV. В частности:
– определено, что принудительное исполнение решений на основании исполнительных документов могут проводить как государственные, так и частные исполнители. При этом установлен перечень решений, которые не могут ими исполняться (например, если должником являются государственные и коммунальные предприятия, юрлица, которые финансируются из государственного/местного бюджетов; решение о вселении и выселении физлиц и т. п.) (ст. 5);
уточнены меры принудительного исполнения решений, которыми признаны: обращение взыскания на денежные средства, ценные бумаги, другое имущество (имущественные права), корпоративные права, имущественные права интеллектуальной собственности, объекты интеллектуальной, творческой деятельности, другое имущество (имущественные права) должника; на зарплату, пенсию, стипендию и другой доход должника; изъятие у должника и передача взыскателю предметов, указанных в решении; запрет должнику распоряжаться и/или пользоваться имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, и т. п. (ст. 10);
конкретизированы сроки проведения исполнительных действий. Так, арест на имущество (денежные средства) налагается не позднее следующего рабочего дня после его выявления; платежные требования на принудительное списание денежных средств отправляются не позднее следующего рабочего дня со дня наложения ареста (в дальнейшем – не позднее рабочего дня, следующего за днем получения информации о наличии средств на счетах); опись и арест имущества проводятся не позднее 5-го р. д. со дня получения информации о его местонахождении. Во время проверки имущественного состояния должника по месту проживания (пребывания) физлица и местонахождению юрлица осуществляются опись и арест выявленного имущества (ст. 13);
– введена возможность реализации арестованного имущества на электронных торгах с учетом некоторых ограничений (ст. 61);
повышены размеры штрафов, которые налагаются исполнителем. Так, в случае невыполнения без уважительных причин в установленный исполнителем срок решения, которое обязывает должника выполнить определенные действия, и решения о восстановлении на работе исполнитель выносит постановление о наложении штрафа: на должника-физлицо – в размере 100 НМДГ (1 700 грн.) (было от 170 до 340 НМДГ), на должностных лиц – 200 НМДГ (3 400 грн.) (было от 340 до 680 НМДГ), на должника-юрлицо – 300 НМДГ (5 100 грн.) (было от 680 до 1 020 НМДГ) и устанавливает новый срок исполнения (ст. 75);
– расширен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (приложение к Закону № 1404).

Кроме того, с 05.01.17 г.:
·
будет введена автоматизация процедур исполнения решений (электронная регистрация документов, полное фиксирование процессуальных решений и исполнительных действий в автоматизированной системе исполнительного производства, к которой на веб-сайте Минюста обеспечивается круглосуточный, свободный и бесплатный доступ) (ст. 8);
· будет формироваться открытый Единый реестр должников, сведения в который являются открытыми и размещаются на веб-сайте Минюста (ст. 9).
Также внесены изменения в некоторые законодательные акты. В частности, Хозяйственный процессуальный кодекс дополнен нормами, которые определяют порядок решения вопроса об обращении взыскания на денежные средства, размещенные на счетах (ст. 1213), и замене стороны исполнительного производства (ст. 1214).
Уточняется, что исполнительные действия, начатые до 5 октября, завершаются в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 1404. Имущество, переданное на реализацию до 5 октября, продолжает реализовываться в порядке (в т. ч. по стоимости), который действовал до этой даты. Если оценка (уценка) арестованного имущества не проведена до 5 октября, она проводится в порядке, определенном данным Законом.

· С 5 октября вступает в силу Закон от 02.06.16 г. № 1403-VIII «Об органах и лицах, которые осуществляют принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (далее – Закон № 1403), в частности:
– принудительное исполнение судебных решений и решений других органов (должностных лиц) возлагается на органы государственной испол-нительной службы и в случаях, определенных Законом № 1404, – на частных исполнителей (ст. 1);
– запрещается осматривать, разглашать, истребовать или изымать документы исполнительного производства. За сопротивление государственному или частному исполнителю, нанесение телесных повреждений, насилие или угрозу применения насилия к ним, их близким родственникам, а также преднамеренное уничтожение или повреждение их имущества в связи с принудительным исполнением ими решений предусмотрена ответственность (ст. 5);
– физлица или юрлица имеют право выбирать частного исполнителя из Единого реестра частных исполнителей (далее – ЕРЧИ). Доступ к информации ЕРЧИ, размещенного на веб-сайте Минюста, является круглосуточным и неограниченным, предусмотрена возможность бесплатно искать, просматривать, копировать и распечатывать информацию из ЕРЧИ (ст. 23).
Определены особенности деятельности частного исполнителя, в частности:
· он имеет право привлекать работников полиции для совершения исполнительных действий;
· не может осуществлять деятельность без действующего договора страхования гражданско-правовой ответственности (до 05.10.17 г. размер страховой суммы по такому договору – не менее 1 000 МЗП) и после внесения в ЕРЧИ записи о приостановке или прекращении права на осуществление деятельности частного исполнителя;
· имеет удостоверение и печать, обязан хранить документы делопроизводства и архив в течение срока своей деятельности. Материалы исполнительных производств и архив частного исполнителя являются собственностью государства и находятся в его владении и пользовании в связи с осуществлением им профессиональной деятельности;
· должен предоставлять в Минюст информацию о своей деятельности (ст. 27);
· за принятые решения, действия или бездействие и нанесенный третьим лицам вред несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, а также дисциплинарную ответственность, предусмотренную ст. 38 данного Закона (ст. 37).

· С 5 октября вступают в силу нормативные документы, принятые во исполнение Закона № 1403:
Положение о временной квалификационной комиссии частных исполнителей, ее задачах, функциях и порядке деятельности. В частности, комиссия определяет уровень профессиональной подготовки лиц, которые намереваются осуществлять деятельность частного исполнителя; решает вопросы о предоставлении права на осуществление такой деятельности и т. п. (приказ Минюста от 05.08.16 г. № 2430/5);
Порядок формирования и ведения ЕРЧИ, целью которого является ведение в полном объеме учета частных исполнителей, а также выданных, переоформленных удостоверений частных исполнителей; обеспечение доступности, гласности и открытости информации о частных исполнителях для заинтересованных пользователей (приказ Минюста от 05.08.16 г. № 2431/5);
Порядок выплаты вознаграждений госисполнителям и их размеры и размер основного вознаграждения частного исполнителя. Так, за выполнение исполнительного документа имущественного характера выплачивается: 2 % взысканной суммы или стоимости имущества должника, переданного взыскателю по данному документу, – госисполнителю, на выполнении которого был исполнительный документ; 0,5 % – руководителю органа государственной исполнительной службы и его заместителям, которым непосредственно подчинен госисполнитель (п. 2).
Частный исполнитель, который полностью или частично выполнил исполнительный документ имущественного характера, получает основное вознаграждение в размере 10 % взысканной им суммы или стоимости имущества, подлежащего передаче. Основное вознаграждение за выполнение в полном объеме исполнительного документа неимущественного характера, по которому должником является физическое лицо, составляет 2 МЗП, а документа, по которому должником является юрлицо, – 4 МЗП (п. 19) (постановление КМУ от 08.09.16 г. № 643).

· С 19 октября 2016-го до 19 октября 2019 года будет действовать Закон от 14.06.16 г. № 1414-VIII «О финансовой реструктуризации» (далее – Закон № 1414), согласно которому будут определяться условия и порядок проведения добровольной финансовой реструктуризации должника. В соответствии с данным Законом должник – это юрлицо-СПД, имеющее задолженность хотя бы перед одним финучреждением, которое не является связанным с ним лицом, и инициирующее процедуру финансовой реструктуризации согласно данному закону, в том числе коммунальные и государственные предприятия, кроме финучреждений и казенных предприятий. Целью финансовой реструктуризации является возобновление хозяйственной деятельности таких должников и обеспечение их доступа к финансированию; поддержка стабильности финансовой системы.
Право участия в финансовой реструктуризации будут иметь должники, которые находятся в критическом финансовом состоянии, а их хозяйственная деятельность признана перспективной (подтверждается отчетом об обзоре финансово-хозяйственной деятельности). Финансовая реструктуризация применяется к реструктуризации хозяйственной деятельности и активов должника (в т. ч. размещенных за пределами Украины) и к денежному обязательству должника, в том числе возникшему на основании договоров, которые регулируются иностранным законодательством. Со дня начала финансовой реструктуризации вводится мораторий на выполнение должником требований привлеченных кредиторов и связанных лиц должника. Поясним: согласно Закону № 1414 привлеченным кредитором является определенный должником кредитор, требования которого могут быть реструктуризированы по данному Закону и который подписал согласие на реструктуризацию, а также орган взыскания (если должник в заявлении о реструктуризации определил его привлеченным кредитором), который принимает участие в процедуре финансовой реструктуризации.
Мораторий может быть введен не более чем на 90 дней, а в случае его продления – не более 180 дней. Во время моратория не начисляется неустойка (штраф, пеня) или другие финансовые санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение должником обязательств, на которые распространяется мораторий; приостанавливается течение исковой давности и любого другого срока, установленного законом или договором, в том числе на предъявление требования к поручителям. В период моратория любой кредитор имеет право начать или продолжить судебное производство для получения решения суда против должника о взыскании задолженности или обращении взыскания на его имущество (ст. 21).
За нарушение требований Закона № 1414 предусматривается ответственность (см. таблицу на с. 25 этого номера).

· С 19 октября 2016-го до 19 октября 2019 года будут действовать изменения в законодательство, внесенные в целях реализации норм Закона № 1414, которыми, в частности:
– определены суммы доходов, связанных с финансовой реструктуризацией, на которые плательщик налога на прибыль уменьшает/увеличивает финрезультат до налогообложения и не изменяет его (п. 39 подразд. 4 разд. ХХ НК);
– банкам, которые принимают участие в финансовой реструктуризации, дано право предоставлять информацию, содержащую банковскую тайну относительно должника, его поручителя (имущественного поручителя), связанных лиц должника, без их согласия другим участникам процедуры финансовой реструктуризации, а также органам, обеспечивающим ее проведение (п. 5 разд. VII Закона от 07.12.2000 г. № 2121-III);
– требование об обязательном выкупе акционерным обществом акций по требованию акционеров не применяется к должникам – акционерным обществам, которые принимают участие в финансовой реструктуризации (п. 8 разд. XVII Закона от 17.09.08 г. № 514-VI).

· До 22 октября лицензиаты, которые осуществляют деятельность банков пуповинной крови (юрлица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и физлица-предприниматели) и получили лицензию до 22.04.16 г., должны привести свою деятельность в соответствие с новыми Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности банков пуповинной крови, других тканей и клеток человека согласно перечню, утвержденному Минздравом, утвержденными постановлением КМУ от 02.03.16 г. № 286.

· До 23 октября аудиторские фирмы, которые в течение 2013–2016 годов были внесены в реестр аудиторских фирм, которые могут проводить аудиторские проверки профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее – Реестр), должны отправить в НКЦБФР заверенные подписью руководителя и печатью аудиторской фирмы (в случае наличия) регистрационную карточку для внесения в Реестр и обновленную анкету относительно деловой репутации аудиторской фирмы (приложения 3 и 5 к Порядку, утвержденному решением НКЦБФР от 31.05.16 г. № 615).

· До 26 октября банки должны по состоянию на 1 октября рассчитать размер кредитного риска в тестовом режиме в соответствии с требованиями Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 30.06.16 г. № 351, и проинформировать НБУ по установленной форме.

· На IV квартал в этом году прогнозируемая оптовая рыночная цена электроэнергии, утвержденная постановлением НКРЭКУ от 28.04.16 г. № 721, составляет 1 490,63 грн. за 1 мВт•ч (без НДС) (постановление НКРЭКУ от 24.06.16 г. № 1178).

Источник: "Баланс" № 77, который выходит из печати 03.10.16 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!