Изменен поставщик природного газа: как оформить договор закупки газа

Мы нередко отмечали, что работа госзакупщика – это постоянные изменения нормативного поля, поиск выхода из сложных ситуаций, решение различных проблем. Чаще всего это связано с несогласованностью норм действующего законодательства. Вот и сейчас перед заказчиками и контролерами возник вопрос: как правильно оформить правоотношения относительно закупки природного газа, с учетом нововведений в законодательстве. В консультации мы попробуем разобраться в этом и предоставим ответы на другие актуальные вопросы.
Типовой договор на поставку природного газа
Типовой договор на поставку природного газа по регулируемому тарифу утвержден постановлением НКРЭКП от 22.01.15 г. № 35 (далее – Типовой договор). Таким образом, правоотношения относительно закупки заказчиком природного газа и услуг по его поставке урегулированы в настоящее время на основе Типового договора, который является трехсторонним.
Вместе с тем п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.04.14 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее – Закон № 1197) определено, что договор о закупке – это договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки и предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары.
Обращаем внимание: договор о закупке заключается в письменной форме согласно нормам Гражданского и Хозяйственного кодексов (далее – ГК и ХК соответственно) с учетом особенностей, предусмотренных данным Законом.
Особенности заключения хозяйственных договоров на основе Типового договора определены ст. 184 ХК. Так, эта процедура должна осуществляться с соблюдением условий ст. 179 ХК – путем подготовки договора в виде единого документа, оформленного согласно требованиям ст. 181 ХК и правилам, установленным нормативно-правовыми актами относительно применения Типового договора.
Таким образом, поскольку имеем Типовой договор, именно на его основе заказчик должен заключать договор при закупке природного газа и услуг по его поставке. Напомним, что согласно ч. 5 ст. 40 Закона № 1197 условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в т. ч. цены за единицу товара) победителя процедуры закупки. Впрочем, эта норма не распространяется на переговорную процедуру закупки, согласно которой заказчик в настоящее время будет проводить закупку природного газа, поскольку для этого имеются определенные основания.
Получение лицензии
Деятельность, связанная с поставкой природного газа по регулируемому тарифу, осуществляется при условии получения соответствующей лицензии. При этом реализация природного газа для удовлетворения потребностей учреждений и организаций, которые финансируются из государственного и местных бюджетов, осуществляется субъектами хозяйствования, которые имеют лицензию на поставку природного газа по регулируемому тарифу.
Согласно п. 3.1 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому тарифу лицензиат должен, в частности, осуществлять лицензированную деятельность только на территории лицензированной деятельности, утвержденной НКРЭКП. Напомним, территорией лицензированной деятельности является территория административно-территориальной единицы, где находятся потребители, включенные в абонентскую базу потребителей природного газа. При выдаче соответствующей лицензии газоснабжающей организации постановлением НКРЭКП за каждым таким поставщиком утверждается территория осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа по регулируемому тарифу с указанием перечня административно-территориальных единиц.
Таким образом, на каждой отдельной территории осуществление указанной деятельности действует только один поставщик, с которым потребители (в нашем случае – заказчик) могут заключить договор на поставку природного газа по регулируемому тарифу.
Переговорная процедура закупки природного газа
Как определено Законом № 1197, переговорная процедура закупки – это закупка, которую применяет заказчик в виде исключения в случае отсутствия конкуренции (в т. ч. по техническим причинам) на соответствующем рынке, в результате чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы.
Итак, у заказчика есть основания при закупке природного газа применить именно переговорную процедуру. При этом он должен иметь документы, подтверждающие наличие таких оснований (в частности, соответствующую лицензию (то есть ее копию, которую предоставляет участник), постановление с утвержденным перечнем газопоставщиков на определенной территории и т. п.).
Обратите внимание: в нашем случае участником процедуры закупки будет газоснабжающая организация на определенной территории. Следовательно, с этой организацией заказчик проводит переговоры для оформления процедуры закупки в законном русле.
Согласно форме Типовой договор заключается между тремя субъектами рынка природного газа, а именно:
· поставщиком природного газа по регулируемому тарифу;
· газораспределительным/газотранспортным предприятием;
· потребителем природного газа (юрлицо/физлицо-предприниматель) – заказчиком.
При этом поставщик поставляет природный газ потребителю в объемах и порядке, предусмотренных Типовым договором для обеспечения потребностей потребителя, а потребитель оплачивает поставщику стоимость газа и предоставленных услуг в размерах, сроки, порядке и на условиях, которые установлены договором.
Протокол относительно проведенных переговоров с газоснабжающей организацией составляется в произвольной форме, а результаты таких переговоров с участником оформляются протоколом заседания комитета по конкурсным торгам заказчика, причем тоже в произвольной форме.
Один из проблемных вопросов, возникших перед заказчиками в нашем случае, – это предмет закупки: товар (природный газ) или услуга (поставка природного газа). Чтобы ответить на него, обратимся к Закону № 1197.
Так, согласно п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 предмет закупки – это товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки, на которые участникам разрешается подавать предложения конкурсных торгов (квалификационные, ценовые предложения) или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки). При этом в Типовом договоре определено, что природный газ (природный газ, нефтяной (попутный) газ, газ (метан) угольных месторождений и газ сланцевых толщей) – это полезное ископаемое, которое является смесью углеводородных и неуглеводородных компонентов, находится в газообразном состоянии при стандартных условиях (давление – 760 мм рт. ст. и температура – 20 °С) и является товарной продукцией. Следовательно, природный газ является товаром.
В то же время согласно Типовому договору заказчик (потребитель) оплачивает поставщику стоимость газа (товара) и предоставленных услуг по его поставке, транспортировке и распределению на текущий счет поставщика.
Обратимся опять к Закону № 1197: товары – это продукция, объекты любого вида и назначения, в том числе сырье, изделия, оборудование, технологии, предметы в твердом, жидком и газообразном состоянии, а также услуги, связанные с поставкой товаров, если стоимость таких услуг не превышает стоимость самих товаров.
Напомним также, что предмет закупки заказчик должен определять в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам государственных закупок – Минэкономразвития.
Согласно п. 2.5 Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономики от 26.07.10 г. № 921, в случае если при осуществлении заказчиком закупки товаров предусматривается также закупка услуги (услуг), связанной с поставкой товара (в частности, услуги по транспортировке, установке, монтажу, наладке, инсталляции программного обеспечения, обучению персонала и т. п.), предметом закупки являются товары при условии, что стоимость такой услуги (услуг) не превышает стоимость самих товаров.
Следовательно, если наш заказчик закупает природный газ и стоимость услуг по его транспортировке не превышает его стоимость, то предметом закупки является природный газ, то есть товар.
Как мы указывали выше, нормы ч. 5 ст. 40 Закона № 1197 касательно невозможности изменять договор относительно предложения участника не распространяются на переговорную процедуру закупки, а следовательно, если возникнет необходимость уточнить условия договора, стороны (заказчик и участник) могут провести дополнительные переговоры перед заключением договора до акцепта предложения участника.
Заметим, что заказчик имеет право заключить договор о закупке по результатам применения переговорной процедуры по выше указанным основаниям в срок не раньше чем через 10 календарных дней со дня обнародования на веб-портале Минэкономразвития сообщения об акцепте предложения по результатам применения указанной процедуры. Сокращения установленного срока, если это не является насущной потребностью, не допускается. При этом конечный срок заключения договора о закупке в случае проведения переговорной процедуры не установлен.
Более подробную консультацию см. в журнале «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» от 27.07.15 г. № 30.