Инвентаризация расчетов: что нужно знать бухгалтерам и другим участникам этого мероприятия
Подходит к концу бюджетный год, и бухгалтерам к их текущей работе добавляется еще и инвентаризация активов и обязательств бюджетного учреждения. Почти каждый специалист бухгалтерской службы в зависимости от своих полномочий и ответственности принимал или будет принимать участие в этом мероприятии. Следует заметить, что расчеты бюджетного учреждения всегда находятся в зоне риска как самого бюджетного учреждения, так и контролирующих и правоохранительных органов, поскольку являются важной составляющей бюджетного процесса, который совмещает мероприятия по планированию расходов, взятию обязательств, осуществлению платежей, получению результатов. Для осуществления неформального анализа результатов инвентаризации расчетов на предмет их обоснованности (законности) и подготовки соответствующих выводов для руководителя бюджетного учреждения, утверждения распорядительных документов и т. п. не только бухгалтерам, но и председателю и членам комиссии очень важно владеть вопросами организации и проведения инвентаризации, элементарными знаниями основ бухгалтерского учета и отчетности, а также бюджетного законодательства. В этом им поможет наша консультация.
Нормативно-правовая база
Прежде всего проведение инвентаризации расчетов, как и других объектов учета, регламентируется Законом от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996). Так, ст. 10 данного Закона предусматривает следующее:
• для обеспечения достоверности данных бухучета и финотчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка;
• объекты и периодичность инвентаризаций определяются руководителем предприятия, за исключением установленных законодательством случаев обязательной инвентаризации.
К тому же ввиду того что бюджетные учреждения в лице их руководителей должны соблюдать в первую очередь бюджетное законодательство, целесообразно напомнить отдельные нормы ст. 22 Бюджетного кодекса (далее – БК).
Так, по объему предоставленных прав распорядители бюджетных средств подразделяются на главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня.
Главный распорядитель бюджетных средств, в частности:
• осуществляет управление бюджетными средствами в рамках установленных ему бюджетных полномочий и оценку эффективности бюджетных программ, обеспечивая эффективное, результативное и целевое использование бюджетных средств, организацию и координацию работы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств в бюджетном процессе;
• осуществляет внутренний контроль за полнотой поступлений, взятием бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня и получателями бюджетных средств и расходованием ими бюджетных средств;
• обеспечивает организацию и ведение бухучета, составление и представление финансовой и бюджетной отчетности в порядке, установленном законодательством.
Роль руководителя бюджетного учреждения
В ч. 3 ст. 26 БК подчеркивается роль руководителя бюджетного учреждения, который имеет в подчинении другие учреждения: распорядители бюджетных средств в лице их руководителей организуют внутренний контроль и внутренний аудит и обеспечивают их осуществление в своих заведениях и в подведомственных бюджетных учреждениях.
Мероприятия по внутреннему контролю в бюджетных учреждениях, которые должен обеспечить руководитель, подробнее раскрыты в разд. IV Методических рекомендаций по организации внутреннего контроля распорядителями бюджетных средств в своих заведениях и в подведомственных бюджетных учреждениях, утвержденных приказом Минфина от 14.09.12 г. № 995. Эти мероприятия должны осуществляться на всех уровнях деятельности учреждения и относительно всех функций и задач. Они включают соответствующие процедуры, наиболее типичными среди которых являются:
• распределение обязанностей и полномочий, ротация персонала, что уменьшает количество рисков ошибок или потерь;
• контроль за достоверностью проведенных операций, проверка процессов и операций до и после их проведения, сверка учетных данных с фактическими (например, сравнение количества поставленных товаров с фактически заказанным количеством);
• систематический просмотр работы каждого работника учреждения (надзор).
Главные распорядители бюджетных средств государственного (местного) бюджета имеют больше властных полномочий и, как следствие, должны обеспечить не только проведение инвентаризации, в частности расчетов, в своих учреждениях, но и проконтролировать ее проведение в подведомственных учреждениях.
Следует заметить, что инвентаризация активов и обязательств является инструментом руководителя бюджетного учреждения по установлению истинной картины хозяйственной деятельности, соответствия ее требованиям законодательства и распорядительным документам распорядителя вышестоящего уровня, сохранности имущества и т. п. Одновременно с осуществлением инвентаризации и подведением итогов делаются выводы и принимаются управленческие решения относительно полноты и качества выполнения своих полномочий работниками бюджетных учреждений.
На практике, к сожалению, имеет место несоблюдение положений действующих нормативно-правовых актов относительно полномочий и ответственности некоторых служб и должностей бюджетного учреждения, их участия в инвентаризации. Это приводит к многочисленным нарушениям законодательства и/или его невыполнению, в том числе при проведении инвентаризации активов и обязательств.
Ввиду обязательности участия в инвентаризационной комиссии работников бухгалтерской службы нельзя не уделить внимания этим аспектам, от которых зависят предпосылки и качество проведения инвентаризации активов и обязательств, в частности расчетов. Так, при распределении полномочий и ответственности между работниками для главного бухгалтера бюджетного учреждения очень важно соблюдать общеустановленные требования, понимать, где начинаются и заканчиваются его полномочия и ответственность, а также аналогично – работников бухгалтерской службы как членов инвентаризационной комиссии.
Поэтому рассмотрим общие положения, определенные нормативно-правовыми актами высшего уровня, в частности, относительно деятельности структурных подразделений бюджетного учреждения по расчетам.
Полный текст консультации в бесплатном доступе см. в "Баланс-Бюджет" № 40, который выходит из печати 03.10.16 г.