Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Индексация доходов, май 2016. Вновь принятые работники

May 17, 2016

Продолжаем  тему индексации.
В связи с вступлением в силу Закона Украины "О государственной службе" вступили в силу ряд правительственных постановлений об оплате труда в органах государственной власти.
Специалисты Uteka предоставляют консультацию с практическими примерами на часто задаваемые Ваши вопросы.

После ознакомления с этой консультацией никаких осложнений при корректировке сумм индексации для той или иной категории работников в связи
с повышением зарплаты не возникнет. Кроме того, читатели найдут здесь ответ на  вопрос, который касается отличий между подходами к индексации доходов работников,
принятых на работу в 2016 году, и работников, которые уже работали в учреждении. Таким образом, бухгалтер будет иметь возможность оперативно принять решение относительно индексации доходов таких работников.

Наталия ВОЛКОВА

Законодательные изменения в оплате труда
С 1 мая этого года, как мы и ожидали, повышены оклады работников 1–25-го тарифных разрядов по ЕТС согласно постановлению КМУ от 06.04.16 г. № 288   Про підвищення оплати праці працівників установ, закладів та організацій окремих галузей бюджетної сфери та внесення змін до деяких постанов КабінетуМіністрів України  (далее – Постановление № 288). При этом впервые за последние годы размер оклада для работников 1-го тарифного разряда (1 516 грн.) принят на уровне выше размера минимальной зарплаты (1 450 грн., далее – МЗП). Оклады работников, начиная с 5-го тарифного разряда, формируются исходя из нового размера базового должностного оклада работника 1-го тарифного разряда – 1 185 грн.
Размеры повышения окладов согласно данному постановлению и ранее принятым решениям правительства для удобства мы свели в одну таблицу, размещенную в конце консультации. Она пригодится при составлении приказов об установлении новых окладов и для беспроблемного определения сумм индексации для отдельных категорий работников (подробнее об этом см. далее). В таблице отдельным шрифтом выделены оклады нескольких первых тарифных разрядов, которые устанавливались в фиксированном размере без применения межтарифного коэффициента.
Что касается изменений в оплате труда государственных служащих, то здесь мы должны учесть нормы постановления КМУ от 06.04.16 г. № 292 (далее – Постановление № 292), которым применен новый подход к определению окладов государственных служащих в зависимости от того, к какой группе по оплате труда относится их должность и в каком именно государственном органе они работают. Кроме того, данным постановлением установлены новые, повышенные по сравнению с ранее действующими, размеры надбавок к должностным окладам за ранги государственных служащих. В большинстве случаев оклады госслужащих установлены на более высоком уровне, чем раньше.
Это же можно сказать и об окладах работников госорганов, выполняющих функции по их обслуживанию (служащих), определенных на 2016 год постановлением КМУ от 06.04.16 г. № 268 Про умови оплати праці працівників державних органів, які виконують функції з обслуговування, у 2016 році  (далее– Постановление № 268/2016).
Изменения в оплате труда госслужащих могут быть обусловлены и изменением видов и условий назначения стимулирующих выплат, а именно надбавок за интенсивность труда и за выполнение особо важной работы в соответствии с постановлением КМУ от 06.04.16 г. № 289 Про затвердження Положення про застосування стимулюючих виплат державним службовцям  (далее – Постановление № 289).
При этом заметим, что действующими остаются и нормы постановления КМУ от 09.03.06 г. № 268 (далее – Постановление № 268/2006), которым установлены оклады не только для работников государственных органов, но и для работников органов местного самоуправления. Ввиду того что вышеупомянутые постановления, регулирующие оплату труда работников госорганов и вступающие в силу с 01.05.16 г., приняты позднее, чем Постановление № 268/2006, руководствоваться стоит нынешними решениями правительства.
Что касается Постановления № 268/2006, то нормы, регулирующие вопросы оплаты труда работников органов местного самоуправления, остаются действующими. Вместе с тем напомним, что на основании положений п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280) органы местного самоуправления имеют право на своих пленарных заседаниях по предложению сельского, поселкового, городского головы самостоятельно решать вопросы относительно структуры исполнительных органов совета, общей численности аппарата совета и его исполнительных органов в соответствии с типовыми штатами, утвержденными КМУ, расходов на их содержание.
Однако заметим, что упомянутых в этой норме типовых штатов не существует (постановление КМУ от 03.12.97 г. № 1349, которым они были утверждены, утратило силу еще 01.01.15 г. на основании постановления КМУ от 26.11.14 г. № 664). К тому же еще раньше правительственная норма относительно соблюдения типовых штатов была признана неконституционной (решением Конституционного Суда Украины от 22.05.08 г. № 10-рп/2008).
Следовательно, штаты указанных местных органов управления и расходы на их содержание определяются советами самостоятельно. И если при достаточности финансовых ресурсов тот или иной совет примет решение о повышении окладов работников аппарата совета и его исполнительных органов или надбавок за ранг либо интенсивность труда, то это будет вполне правомерно. Скорее всего, для этого не стоит ожидать решения КМУ, ведь согласно ст. 20 Закона № 280 государственный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления не должен приводить к вмешательству органов государственной власти в осуществление органами местного самоуправления предоставленных им собственных полномочий.
Далее рассмотрим вопрос формирования зарплаты вновь принятых в 2016 году и других работников учреждения в связи с ее майским повышением в разрезе разных категорий, с учетом особенностей определения дохода, включая индексацию, для каждой из них.

Работники 1–3-го тарифных разрядов по ЕТС
Известно, что с 01.12.15 г. оклады работников 1–3-го тарифных разрядов по ЕТС не повышались. Поэтому согласно нормам первого предложения абзаца пятого п. 5 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення  (далее – Порядок № 1078), индексация доходов таких работников не подлежала уменьшению даже при увеличении других составляющих их зарплаты (кроме окладов) на сумму, превышавшую индексацию.
В дальнейшем к этой индексации они могли бы получить еще и право на дополнительную индексацию. Это право появилось бы, если бы индекс потребительских цен (далее – ИПЦ), рассчитанный нарастающим итогом, начиная с индекса месяца, следующего за месяцем повышения окладов (для таких работников это был сентябрь 2015 года, который назывался тогда базовым месяцем), превысил законодательно установленный для соответствующего периода порог индексации. Но это не произошло. Выполним небольшие расчеты.
При проведении исчислений ИПЦ в 2015 году (когда мы имели сведения относительно ИПЦ октября – ноября 2015 года) он не превысил действующий тогда порог 101 %:

0,987 (октябрь) х 1,02 (ноябрь) х 100 = 100,7 %.

При продолжении аналогичных исчислений в 2016 году (в котором мы получили сведения об индексах декабря 2015 года, января и февраля 2016 года) превышение действующего в этом году порога индексации 103 % для определения права на индексацию в апреле этого года также не произошло:

0,987 (октябрь) х 1,02 (ноябрь) х 1,007 (декабрь) х 1,009 (январь) х 0,996 (февраль) х 100 = 101,9 %).

А следовательно, работникам 1–3-го тарифных разрядов до мая этого года должна выплачиваться индексация, определенная для них в сентябре 2015 года.
При повышении окладов в мае этого года согласно Постановлению № 288 размер такой индексации уменьшится как минимум на сумму повышения окладов. Например, при условии, что зарплата работника 3-го тарифного разряда состоит только из оклада, начиная с 1 мая он будет иметь право на индексацию в размере 405,84 грн. (544,84 грн. – 139,00 грн., где 544,84 грн. – размер индексации, определенный в сентябре 2015 года, 139 грн. – размер повышения оклада с 01.05.16 г.).
Следовательно, общая сумма зарплаты такого работника в мае будет составлять 1 937,84 грн. [(1 532 грн. (оклад) + 405,84 грн. (индексация)]. Право на индексацию его доходов в дальнейшем будет определяться на основании расчетов, начиная с ИПЦ июня этого года (основание – абзац второй п. 5 Порядка № 1078).
Теперь допустим, что в марте этого года был принят работник на должность по 3-му тарифному разряду по ЕТС, для которого установлены условия оплаты труда, аналогичные описанным в предыдущем примере. Обратимся к п. 102 Порядка № 1078, согласно которому право на индексацию доходов вновь принятых работников определяется путем исчисления ИПЦ, начиная с индекса месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада) по должности, занимаемой работником.
Месяцем повышения окладов новых кадров в таком случае будет май 2016 года. Соблюдая вышеупомянутые правила, исчисление ИПЦ следует начинать с индекса следующего за ним месяца, то есть индекса июня этого года. Право возникнет, если в результате таких расчетов будет превышен порог индексации 103 %. А пока еще такой работник будет иметь право только на получение оклада. Следовательно, его зарплата в мае будет составлять 1 532 грн.

Работники 4–25-го тарифных разрядов по ЕТС
Для этой категории работников возможны были два варианта развития событий.
Вариант А. В декабре 2015 года у таких работников осталось право на индексацию, поскольку повышение постоянных составляющих зарплаты в связи с повышением окладов оказалось меньше размера ранее определенной индексации.В такой ситуации учреждения, как и предусмотрено нормами второго предложения абзаца пятого п. 5 Порядка № 1078, не учли в уменьшение суммы индексации разовые выплаты, а именно разовый размер декабрьской премии.
Такое решение является вполне правомерным, ведь согласно постановлению Винницкого апелляционного административного суда от 03.06.15 г. № 824 премии, размер которых может колебаться из месяца в месяц в зависимости от финансовых возможностей учреждения, нельзя считать постоянными составляющими с точки зрения уменьшения на их размер надлежащей суммы индексации.
В таком случае, например, для работника 8-го тарифного разряда, который имеет право на надбавку за выслугу лет в размере 15 % и по состоянию на 30.11.15 г. имел право на индексацию в размере 980 грн., в декабре 2015 года после повышения окладов согласно постановлению КМУ от 09.12.15 г. № 1013 (далее – Постановление № 1013), право на индексацию уменьшилось до 790,25 грн. (980 грн. – 165 грн. х 1,15). Эта сумма индексации должна была выплачиваться таким работникам и в течение января – апреля 2016 года, ведь повышения окладов за этот период не произошло, а значение ИПЦ, рассчитанного начиная с индекса января 2016 года (как того требует абзац второй п. 3 Постановления № 1013), не превышало в течение этих месяцев порог индексации.
При повышении оклада с 01.05.16 г. до 1 943 грн. сумма индексации уменьшится на 654,55 грн. (790,25 грн – 118,00 грн. х 1,15).
Общий размер зарплаты составит 2 889 грн. [1 943,00 грн. (оклад) + 291,45 грн. (надбавка за выслугу) + 654,55 грн. (индексация)].
Размер зарплаты может быть и выше, если исходя из финансовых возможностей, предусмотренных сметой на май 2015 года, работнику будет выплачена премия.
Право на индексацию его доходов в дальнейшем будет определяться на основании расчетов, начиная с ИПЦ июня этого года (основание – абзац второй п. 5 Порядка № 1078).
Теперь допустим, что в марте этого года был принят работник на должность по 8-му тарифному разряду по ЕТС, для которого установлены условия оплаты труда, аналогичные описанным в предыдущем примере. Оклад в мае этого года ему будет установлен в размере 1 943 грн., и с учетом надбавки за выслугу лет (15 %) его зарплата будет составлять 2 234,45 грн. Так же как и для других работников, размер зарплаты может быть и выше на величину премии, выплаченной в мае исходя из финансовых возможностей учреждения. Право на индексацию его доходов будет определяться на основании расчетов, начиная с ИПЦ июня этого года (основание – п. 102 Порядка № 1078).
Вариант В. В декабре 2015 года у работников по таким разрядам не осталось права на индексацию, поскольку повышение постоянных составляющих зарплаты (в т. ч. и производственной премии, которая приобрела постоянный характер и размер которой сохранился в 2016 году) в связи с повышением окладов оказалось больше размера ранее определенной индексации или равнялось ему.
После такого повышения окладов с 01.12.15 г., например, если работнику 8-го тарифного разряда, которому установлена надбавка за выслугу лет в размере 15 % с правом на индексацию по состоянию на 30.11.15 г. в размере 980 грн., и согласно положению о премировании (в котором речь идет о постоянном характере премии и которое продолжает действовать в 2016 году) была выплачена премия в размере 40 %, право на индексацию было отменено. Поэтому с 01.05.16 г. при этих условиях зарплата работника будет составлять 3 128,23 грн. [(1 943 грн. +  291,45 грн.) х 1,4].
Теперь допустим, что в марте этого года был принят работник на должность по 8-му тарифному разряду по ЕТС, для которого установлены условия оплаты труда, аналогичные описанным в предыдущем примере. Его заработная плата также будет равняться 3 128,23 грн., поскольку на него будут распространяться действующие в учреждении правила премирования (если иное не предусмотрено положением), а право на индексацию будет рассчитываться, как и для других работников, начиная с ИПЦ июня этого года. Таким образом, заработная плата указанных категорий работников будет одинаковой.

Работники госорганов и органов местного самоуправления
С принятием постановления КМУ от 11.02.16 г. № 77 минимальный оклад госслужащих, должности которых определены в приложениях к Постановлению № 268/2006, с 01.12.15 г. равняется 1 723 грн.
С 01.05.16 г. согласно Постановлениям № 292 и № 268/2016 оклады некоторых категорий работников госорганов останутся на том же уровне. А при неизменности окладов, как известно, размер индексации, на которую имели право такие специалисты в начале мая, уменьшаться не будет. Основание – первое предложение п. 5 Порядка № 1078. И это несмотря на то, что для таких специалистов может быть повышен размер надбавки за ранг согласно приложению 2 к Постановлению № 292 и других надбавок, предусмотренных Постановлением № 289.
Например, специалисту І категории райгосадминистрации после перерасчета зарплаты согласно Постановлению № 77 с 01.12.15 г. был повышен оклад на 345 грн. (1 723 грн. – 1 378 грн.). При условии установления ему надбавки за выслугу лет в размере 15 % общий размер зарплаты повысился на 396,75 грн. (345 грн. х 1,15). С учетом того что по состоянию на 30.11.15 г. такой работник имел право на индексацию в размере, например, 700 грн., а премия за декабрь 2015 года имела разовый характер, после декабрьского повышения зарплаты право на индексацию уменьшилось до 303,25 грн. (700,00 грн. – 396,75 грн.). Такое же право останется у него и после 1 мая, поскольку согласно Постановлению № 292 оклад такого специалиста, отнесенного к 9-й группе по оплате труда, не изменился.
Для других категорий работников, когда речь пойдет, например, об окладах специалистов той же 1-й категории, но тех, которые работают в облгосадминистрации, ситуация может быть иной. Хотя их оклады и устанавливаются по 9-й группе по оплате труда, но поскольку они работают в госоргане, который имеет в своем подчинении область, для них Постановлением № 292 предусмотрено повышение окладов до 2 412 грн. Поэтому есть все основания для уменьшения суммы индексации, на которую они имели право до начала мая этого года. При этом индексация уменьшится на общую сумму повышения дохода: повышение оклада, повышение надбавки за ранг, повышение надбавок согласно Постановлению № 289 (если такое произойдет). Аналогичная ситуация сложится и для работников государственных органов, оклады которых согласно Постановлению № 268/2016 повышены.
Такие же подходы относительно определения сумм индексации следует использовать и органам местного самоуправления в зависимости от того, будет принято решение о повышении окладов их работников или нет.

Сравнительная таблица размеров окладов по 1–25-му тарифным разрядам по ЕТС за 2013–2016 гг.

Полный текст см. по ссылке: .

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!