Индексация доходов госслужащих и должностных лиц ОМС
Из данной статьи вы узнаете: как в 2017 году изменялась ситуация в отношении индексации доходов государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления в зависимости от месяца повышения их доходов (будем называть его базовым).
Чем поможет на практике: завершить индексацию-2017 легко, обрести уверенность в правильности проведенных расчетов.
Госслужащие
Общая тенденция
Для этой категории работников последнее законодательное повышение окладов в целом состоялось в январе 2017 года благодаря размерам должностных окладов, установленных постановлением КМУ от 18.01.17 г. № 15 (далее – Постановление № 15), с учетом изменений, внесенных постановлением КМУ от 08.07.17 г. № 71. Данный месяц становится для них базовым.
И в ноябре текущего года такие работники будут иметь право на индексацию в размере 6,9 %, или в предельном размере 116,20 грн., а в декабре – 10,2 %, или в предельном размере 179,72 грн. (1 762 грн. х 10,2 %, где 1 762 грн. – размер прожиточного минимума (далее – ПМ) для трудоспособных лиц с 01.12.17 г.).
Такой результат получен после включения в расчеты «нарастающего» индекса потребительских цен (далее – ИПЦ), или индекса инфляции за октябрь 2017 года, который равен 101,2 %.
Исчисления проводились начиная с индекса августа – месяца, следующего за месяцем (им был июль 2017 года), когда было зафиксировано предыдущее превышение порога индексации и возникновение права на индексацию в размере 6,9 %:
0,999 (август) х 1,02 (сентябрь) х
х 1,012 (октябрь) х 100 = 103,1 %.
Учитывая этот результат и результаты превышения порога индексации, имевшие место во всех случаях с начала года для базового месяца – января 2017 года, исчислим размер процента индексации доходов декабря:
1,037 х 1,031 х 1,031 х 100 – 100 = 10,2 %.
Повышение окладов в течение года
Для изучения данного вопроса рассмотрим ситуацию, связанную с повышением оклада, состоявшимся уже после 1 января текущего года. Речь идет об уменьшении процента, на который отличаются должностные оклады первых заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений (группа 4) от окладов таких руководителей, а именно с 5 % до 3 %. Это произошло с принятием постановления КМУ от 09.08.17 г. № 572 (далее – Постановление № 572, вступило в силу с 15.08.17 г.).
Итак, на основании норм абзацев первого и второго п. 5 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078), где речь идет о повышении окладов, причем независимо от того, какие основания для этого возникли, для работников, занимающих должности первых заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений, август становится базовым месяцем, и в ноябре для них право на индексацию не возникло. Ведь ИПЦ сентября этого года (месяца, следующего за базовым), который мог бы повлиять на индексацию доходов ноября, составляет 102 %, то есть не превышает порога индексации.
Аналогичная ситуация сложится и для тех госслужащих, которые исполняют функции по обеспечению кибербезопасности, киберзащиты и безопасности информационных технологий и оклады которых в соответствии с Постановлением № 572 были повышены с 15.08.17 г. на 20 %.
Напомним, что в случае повышения окладов, имевшего место не с начала месяца, как это произошло в описанных выше случаях, размер индексации определяется пропорционально отработанному времени в прежних и новых условиях труда.
Пример
Государственному служащему, имеющему 9-й ранг (надбавка за него – 200 грн.), с 01.01.17 г. был установлен оклад в размере 3 801 грн., надбавка за выслугу лет в размере 27 %, надбавка за интенсивность труда в размере 50 % и премия в размере 25 %. С 15.08.17 г. его должностной оклад был повышен на 20 % за выполнение функций по обеспечению кибербезопасности, киберзащиты и безопасности информационных технологий.
С учетом условий оплаты труда, действовавших до повышения оклада, работник имел право на процент индексации в размере 3,7 %, или предельной сумме в расчете на полностью отработанный месяц – 62,31 грн. В таких условиях он отработал за период с 01.08.17 г. по 14.08.17 г. включительно 10 рабочих дней (далее – р. д.) при норме рабочего времени на август 2017 года – 22 р. д.
Следовательно, за эти дни работник будет иметь право на индексацию в размере 28,32 грн. (62,31 грн. : 22 р. д. х 10 р. д.).
Выясним, какой будет сумма индексации за период с 15 августа до конца месяца, проводя расчеты и сопоставления, исходя теоретически из условий полностью отработанного месяца с повышенным окладом и руководствуясь нормами абзацев третьего и четвертого п. 5 Порядка № 1078.
Итак, в результате повышения оклада общий рост постоянных составляющих зарплаты работника (к которым премия не относится) составил:
760,20 грн. + 205,25 грн. + 380,10 грн. = 1 345,55 грн.,
где 760,20 грн. – размер повышения оклада;
205,25 грн. – размер повышения надбавки за выслугу лет;
380,10 грн. – размер повышения надбавки за интенсивность труда.
Размер индексации в этом месяце мог бы равняться (если бы не было повышения оклада) 3,7 %, или в предельной сумме – 62,31 грн. Это меньше чем 1 345,55 грн. И учитывая, что общая сумма повышения постоянных составляющих зарплаты больше суммы возможной индексации, госслужащий теряет право на проведение индексации его доходов. Поэтому за период работы с 15.08.17 г. по 31.08.17 г. ему будет начисляться в пропорциональной сумме зарплата по повышенному окладу без начисления индексации.
Август становится для такого работника базовым месяцем, расчеты права на индексацию в дальнейшем начинаются с ИПЦ сентября, и в декабре этого года у госслужащего возникнет право на индексацию в размере 3,2 %, или в предельной сумме 56,38 грн. (1 762 грн. х 3,2 %).
Этот процент мы определили так:
1,02 (сентябрь) х 1,012 (октябрь) х 100 = 103,2 %.
1,032 х 100 – 100 = 3,2 %.
Прием на работу по новой должности
Теперь рассмотрим ситуацию, связанную с приемом на работу в государственный орган работника на нововведенную в 2017 году должность. Учтем, что согласно п. 102 Порядка № 1078 для проведения индексации доходов вновь принятого работника исчисление ИПЦ осуществляется с месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада) по должности, которую занимает работник.
Не можем обойти спорный вопрос, касающийся возможности или невозможности применения для вновь принятых работников подхода, согласно которому их доходы предлагается индексировать по процентам, действующим для аналогичных должностей. Назовем его принципом аналогичной должности.
Неоднократно на страницах нашего издания мы высказывали свое мнение, что такой подход некорректен.
Во-первых, его применение является рисковым. Ведь прямая норма о проведении индексации вновь принятых работников в размерах, действующих для работников с аналогичными должностями, законодательством не предусмотрена.
Во-вторых, в соответствии с п. 2 Порядка № 1078 мы должны индексировать не доходы по той или иной должности, а доходы конкретного гражданина, которые он начал получать в нашем учреждении с месяца трудоустройства на работу. Изменение размера доходов, полученных работниками с аналогичными должностями до даты такого трудоустройства, не имеет никакого отношения к новичку.
В-третьих – такой подход является дискриминационным по отношению к лицам, трудоустроившимся на должности, существование которых ранее не было предусмотрено нормативными актами.
О чем идет речь? Допустим, в сентябре этого года на работу в государственный орган, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины, был принят работник на нововведенную согласно постановлению КМУ от 18.08.17 г. № 645 должность руководителя экспертной группы в составе директората, а другой работник – на ранее существующую должность руководителя отдела в составе департамента. Размеры должностных окладов таких работников согласно Постановлению № 15 одинаковые – 6 900 грн.
Если применить принцип аналогичной должности, то руководитель отдела в составе департамента уже в сентябре имел бы право на индексацию его доходов в размере 6,9 %, а вот у руководителя экспертной группы в составе директората такое право не возникло бы, ведь аналогичной должности ранее не было. Согласитесь, что это не совсем справедливо. Ведь подход к индексации доходов вновь принятых работников независимо от того, существовала должность, которую занимает работник, до даты его трудоустройства или нет, должен быть одинаковым.
Скорее всего, именно ввиду изложенных недостатков принципа аналогичной должности, законодатель не предусмотрел применения его для вновь принятых работников. Зато в п. 102 Порядка № 1078 заложена общая для всех работников норма п. 5 этого Порядка, согласно которой расчет ИПЦ начинается с индекса месяца, следующего за месяцем повышения окладов. Подтверждение этому см. в письме Минсоцполитики от 25.10.17 г. № 97/0/66-17.
По такому принципу в нашем примере расчет ИПЦ для определения права на индексацию доходов как руководителя экспертной группы в составе директората, так и руководителя отдела в составе департамента начнется с индекса февраля 2018 года, если оклады госслужащих будут повышены на законодательном уровне с 01.01.18 г.
В то же время, по нашему мнению, упомянутая норма п. 102 Порядка № 1078 не совсем отвечает требованиям ст. 18 Закона от 05.10.2000 г. № 2017-III относительно предоставления государственной социальной гарантии гражданам в виде индексации доходов в целях поддержания их покупательной способности в условиях роста цен. Ведь за период с момента трудоустройства вновь принятого работника или перевода работника на другую работу или выхода на работу после отпуска по уходу за ребенком и до момента повышения их оклада он не получит компенсации потери доходов в связи с ростом цен за указанный период.
С этой точки зрения более справедливым, по нашему мнению, является применявшийся ранее подход, согласно которому расчет ИПЦ для вновь принятых работников начинался с индекса месяца их трудоустройства. Не считаем также справедливым отмену индексации, на которую имели право женщины до отпуска по уходу за ребенком. Считаем, что целесообразно не изменять процент их индексации в связи с отсутствием их на работе по такой уважительной причине.
Возможно, в будущем законодатель обратит на это внимание. Но на сегодняшний день имеем то, что имеем. И мы не вправе не выполнять принятые законодательные нормы или трактовать их на свой манер независимо от того, нравятся они нам или нет.
Органы местного самоуправления
Общая тенденция
Все без исключения должностные лица органов местного самоуправления с принятием постановления КМУ от 24.05.17 г. № 353 (далее – Постановление № 353) имели право на повышение окладов с 26.05.17 г. (даты вступления в силу этого постановления). Для тех, кто воспользовался таким правом, май стал базовым. В то же время большинство должностных лиц местного самоуправления утратили право на индексацию, поскольку сумма повышения зарплаты, включая повышение окладов и других постоянных составляющих зарплаты, оказалась выше возможной суммы индексации, если бы повышения окладов не произошло.
Хотя для некоторых работников, у которых осталось право на индексацию после повышения окладов в декабре 2015 года в значительном размере, после майского повышения окладов была определена «остаточная» сумма индексации в размере положительного результата от уменьшения права на индексацию на величину повышения зарплаты. Несмотря на это, май для них также стал базовым месяцем.
При таких условиях уже в ноябре этого года все должностные лица получили право на текущую (связанную с ростом цен) индексацию доходов в размере 3,7 %, или в предельной сумме 62,31 грн.
Основанием для этого были следующие расчеты:
1,016 (июнь) х 1,002 (июль) х
х 0,999 (август) х 1,02 (сентябрь) х 100 = 103,7.
Те из работников, кто имел право на «остаточную» индексацию, получали ее дополнительно к указанной сумме.
Такой же процент текущей индексации сохранится для них и в декабре, а вот предельная сумма индексации, на которую будут иметь право работники данной категории, увеличится и будет равна 65,19 грн. (1 762 грн. х 3,7 %, где 1 762 грн. – размер ПМ для трудоспособных лиц с 01.12.17 г.).
Для работников, которым оклады по решению сессии соответствующего совета были повышены с 01.06.17 г., право на индексацию доходов в размере 3,3 %, или в предельной сумме 58,15 грн. (1 762 грн. х 3,3 %), возникнет лишь в декабре этого года по результатам следующих расчетов:
1,002 (июль) х 0,999 (август) х
х 1,02 (сентябрь) х 1,012 (октябрь) х 100 = 103,3.
Повышение окладов после мая 2017 года
Для примера рассмотрим ситуацию, касающуюся повышения с 05.10.17 г. окладов работникам, занимающим должность заведующего сектором (приложение 50 к постановлению КМУ от 09.03.16 г. № 268, ІІ группа городов по оплате труда), согласно постановлению КМУ от 27.09.17 г. № 730 (далее – Постановление № 730) на 45 грн.
В октябре после майского повышения право на текущую индексацию у таких работников не возникло, а в связи с повышением оклада октябрь становится базовым месяцем.
Расчеты ИПЦ для определения величины индексации в дальнейшем начинаются с индекса ноября, поэтому в 2017 году такие работники права на индексацию не получат.
Прием на работу по новой должности
Если работник был принят в орган местного самоуправления на нововведенную в октябре этого года (согласно Постановлению № 730) должность начальника управления, то расчеты ИПЦ для определения права на индексацию должны начаться с индекса месяца, следующего за месяцем повышения оклада, установленного такому работнику при занятии указанной должности (детально о необходимости применения такого подхода см. выше, в аналогичном разделе консультации по индексации доходов госслужащих).
Следовательно, до конца 2017 года такой работник органа местного самоуправления права на индексацию иметь не будет.
Выводы
Индексация доходов госслужащих и должностных лиц органов местного самоуправления проводится по общим правилам с учетом решений о повышении окладов и вводе новых должностей, принятых органами управления на государственном и местном уровне.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 47, который вышел из печати 20.11.17 г.