Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Готовимся к составлению годовой отчетности бюджетным учреждением

December 23, 2016

Завершается бюджетный год, и наступает ответственный для бухгалтера период подготовки к составлению годовой финансовой и бюджетной отчетности. А этому предшествует проведение инвентаризации активов и обязательств баланса, а также заключительных операций. Качество этих процессов влияет не только на достоверность отчетности, но и на успех внедрения с 1 января 2017 года в соответствии с приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219 новой методологии бухгалтерского учета.

Подготовительная работа
Составление годовой отчетности – завершающий этап учетной работы. Нормы законодательства по обеспечению достоверности финансовой и бюджетной отчетности обусловливают отражение в ней информации без ошибок и искажений, что требует соответствующей подготовительной работы по завершению бюджетного периода, проведения инвентаризации, годового заключения счетов. Рассмотрим эти процессы подробно.

Завершение бюджетного периода
Нормы бюджетного законодательства устанавливают определенные действия, обязательные в деятельности бюджетных учреждений в целях достижения достоверности годовой отчетности и предотвращения возникновения бюджетных правонарушений. Напомним о них.
1. Внесение изменений в смету. Если фактический объем собственных поступлений по спецфонду сметы бюджетного учреждения меньше плановых показателей (учтенных в спецфонде его сметы), распорядитель бюджетных средств обязан до окончания бюджетного периода внести изменения в спецфонд сметы по уменьшению собственных поступлений и расходов с учетом ожидаемого выполнения спецфонда сметы в соответствующем бюджетном периоде (ч. 8 ст. 51 Бюджетного кодекса, далее – БК).
Механизм реализации упомянутой нормы определен в п. 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228 (далее – Порядок № 228). То есть указанные изменения в спецфонд сметы распорядители обязаны были внести за три недели до конца бюджетного периода. При этом распорядители упорядочат бюджетные обязательства с учетом внесенных в спецфонд сметы изменений. Данные плановых показателей с учетом изменений, приведенные в отчетах об исполнении смет, должны соответствовать аналогичным данным учета органов Казначейства.
2. Упорядочение обязательств. Согласно п. 2.12 Порядка регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 02.03.12 г. № 309 (далее – Порядок № 309), в конце бюджетного периода распорядители бюджетных средств приводят зарегистрированные бюджетные обязательства по спецфонду в соответствие с фактическими поступлениями в этот фонд. Поэтому в случае уменьшения плановых показателей по смете (плану использования бюджетных средств) соответственно должны быть внесены изменения в непроплаченные бюджетные финансовые обязательства.
3. Возврат средств, размещенных на депозит. Не позднее 20 декабря текущего бюджетного периода подлежали возврату временно свободные бюджетные средства, размещенные государственными и коммунальными высшими и профессионально-техническими учебными заведениями, их обособленными структурными подразделениями (далее – учебные заведения) на вкладных (депозитных) счетах в учреждениях банков государственного сектора экономики. Указанный срок возврата банками бюджетным учреждениям средств определен п. 3 Порядка размещения высшими и профессионально-техническими учебными заведениями на вкладных (депозитных) счетах в учреждениях банков государственного сектора экономики временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, утвержденного постановлением КМУ от 26.08.15 г. № 657.

Инвентаризация
В соответствии с Законом от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» для обеспечения достоверности данных бухучета и финотчетности бюджетные учреждения обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов определен Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879).
Как предусмотрено п. 7 разд. I Положения № 879, перед составлением годовой финотчетности проведение инвентаризации обязательно.
В связи с внедрением с 01.01.17 г. новой методологии бухучета особое внимание при инвентаризации необходимо обратить на соответствие критериям признания активов и обязательств (п. 5 разд. I Положения № 879).
Если в ходе проведения инвентаризации выявлены объекты учета, не соответствующие критериям признания, то на основании предложений инвентаризационной комиссии руководителем принимается решение о снятии их с учета и отражении в составе прочих объектов.
Годовое заключение счетов
По результатам деятельности 2016 года бюджетные учреждения в общеустановленном порядке завершающими оборотами списывают на результаты исполнения сметы:
• доходы и расходы общего и специального фондов;
• доходы и расходы по прочим источникам собственных поступлений;
• стоимость переоценки активов.
Для определения финансового результата исполнения сметы бюджетных учреждений предназначен счет 43 «Результаты исполнения смет» действующего Плана счетов, имеющий два субсчета:
• 431 «Результат исполнения сметы по общему фонду»;
• 432 «Результат исполнения сметы по специальному фонду».
Методика отражения в учете определена Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, приведенной в приложении 2 к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611.
Составление годовой отчетности
В течение 2016 года в Порядок составления финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденный приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44 (далее – Порядок № 44) вносились изменения приказами Минфина от 02.02.16 г. № 28 (далее – Приказ № 28) и от 02.06.16 г. № 523 (далее – Приказ № 523).
Приказом № 28 изложены в новой редакции формы бюджетной отчетности и элементы ее раскрытия и увязки показателей отчетности, приведенные в приложениях 4–10, 21 и 36 к Порядку № 44 соответственно. В частности, они дополнены новой отдельной строкой, в которой будет отражаться информация об оплате энергосервиса (КЭКР 2276 «Оплата энергосервиса»).
Приказом № 523 изложены в новой редакции формы Отчета о задолженности по отдельным программам (форма № 7д.1, № 7м.1) и Справки об использовании кредитов (займов) от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных проектов (приложения 11 и 12 к Порядку № 44).
В частности, уточнен порядок отражения в финансовой и бюджетной отчетности остатков средств на лицевых счетах их распорядителей. Форма Отчета о задолженности по отдельным программам была дополнена новыми графами, в которых на конец отчетного периода из общего объема дебиторской и кредиторской задолженности выделена просроченная задолженность.
Больше изменений в состав и правила составления годовой финансовой отчетности не было. Поэтому, составляя отчетность, распорядители и получатели бюджетных средств должны использовать формы в редакции упомянутых приказов.
Отчетный период
Для составления годовой финансовой и бюджетной отчетности отчетным периодом считается бюджетный период, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года, если не будет определен иной период в соответствии с требованиями ст. 57 БК.
В некоторых случаях отчетный период бюджетных учреждений не соответствует календарному году (см. табл. 1).

Таблица 1

 

из

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!