Ваше улюблене видання Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Где бюджетному учреждению брать деньги на зарплату мобилизованному

28 ноября 2014 г.

Статья-подсказка: ответов на вопрос, какой источник использовать на зарплату мобилизованному, может быть несколько. Однако выбор в пользу одного из них все-таки сделать необходимо. Какие факторы следует учесть на этом пути – наша версия в подготовленной для вас публикации.

Действительно ли порядок предоставления государственных гарантий не позволяет избежать нарушений бюджетного законодательства?

Никто не станет отрицать, что служба в армии – это государственная обязанность. Если для выполнения этой обязанности призывают работника того или иного учреждения для прохождения срочной военной службы, то он увольняется. Другое дело, когда работника призывают по мобилизации, – тогда он в течении года остается штатным работником учреждения с сохранением ему на этот срок среднего заработка.

Указанные гарантии предусмотрены ст. 119 КЗоТ. В этой же статье прописано однозначно, что выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка в учреждении проводится за счет средств госбюджета в порядке, определенном Кабмином. Для осуществления выплаты таких компенсаций должна быть принята соответствующая бюджетная программа, ответственным исполнителем которой будет определено, например, Минобороны.

На сегодняшний день Кабмином не утверждены ни порядок проведения таких компенсаций, ни соответствующая бюджетная программа. Но дело не только в том, что не приняты такие документы. Несколько удивляет сам подход законодателей, когда выполнение одной нормы приводит к нарушению другой.

По сути приведенная выше норма ст. 119 КЗоТ значит, что сначала работодатель обеспечивает указанную выплату мобилизованному работнику, а государство в дальнейшем компенсирует такому работодателю расходы.

Но осуществить учреждению выплаты средней зарплаты мобилизованному работнику за счет сметы – значит допустить нецелевое использование бюджетных средств. Это очевидно. Вспомним, что согласно ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК) смета – это основной плановый финансовый документ бюджетного учреждения, которым на бюджетный период устанавливаются полномочия по получению поступлений и распределения бюджетных ассигнований на принятие бюджетных обязательств и осуществление платежей для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями.

То есть выполнение государственных бюджетных программ, не соответствующих характеру функций бюджетного учреждения, за счет его сметы бюджетным законодательством не предусмотрено. Например, не может смета заведения здравоохранения, основной функцией которого является лечение людей, включать в себя расходы, связанные с исполнением государством своих обязательств по обеспечению тех или иных социальных гарантий граждан.

И действительно, процедура выполнения отдельных бюджетных программ, например по социальной защите лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, хотя и предусматривает проведение именно учреждением дополнительных выплат своим работникам с таким статусом, но все-таки не затрагивает смету учреждения на выполнение его уставных задач. В таком случае в размере начисленных выплат учреждение сначала получает от государства необходимый финансовый ресурс, за счет которого и выплачивает надлежащие суммы работникам. Именно о таком подходе при выполнении этой программы речь идет в п. 3.1 Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44.

Тогда не понятно, почему законодатели выбрали другой подход при обеспечении заработком мобилизованных работников и станут ли они на защиту распорядителя бюджетных средств, если финансовая инспекция будет обвинять учреждение в нецелевом использовании бюджетных средств только за то, что оно выполняло нормы ст. 119 КЗоТ и ст. 39 Закона от 25.03.92 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» относительно сохранения за работниками среднего заработка.

Что может сделать бюджетное учреждение? Есть ли основания проводить начисление и удержание ЕСВ и НДФЛ - см. в «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» № 48, который выходит из печати 01.12.14 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!