АМКУ рекомендует установить плату за фактическое пребывание ТС на территории отдела таможенного оформления
Комитет на заседании 18 октября 2016 года рекомендовал устранить причины возникновения этих нарушений и условий, им способствующих, в частности, установить на экономически обоснованном уровне плату за услугу пребывания одного транспортного средства на территории отдела таможенного оформления № 2 таможенного поста «Специализированный» и взимать плату за определенный период времени, в течение которого транспортное средство фактически находилось на нем.
Срок рассмотрения рекомендаций 60-дневный срок со дня их получения.
Исследование было начато по заявлению гражданина (далее - Заявитель) о наличии в действиях ООО «АИТ» признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, которые заключаются во взыскании экономически необоснованной стоимости за услуги обслуживания и пребывания транспортного средства на таможенном терминале отдела таможенного оформления № 2 таможенного поста «Специализированный» (г. Киев, ул. Новопироговская, 58).
По информации заявителя, граждане, которые зарегистрированы на территории города Киева и временно ввозят свои транспортные средства на таможенную территорию Украины, могут получить свидетельства о регистрации транспортного средства только в отделе таможенного оформления № 2 таможенного поста «Специализированный», расположенного по адресу г.. Киев, ул. Новопироговская, 58 Владельцем территории, на которой расположен указанный пост является ООО «АИТ». К тому же Заявитель отметил, что ООО «АИТ» взимается плата за пребывание транспортного средства на территории в сутки, а не за фактическое количество часов пребывания.
На территории ООО «АИТ» создана зона таможенного контроля и предоставляются услуги органами доходов и сборов.
Осуществление таможенного оформления транспортных средств, принадлежащих гражданам, которые постоянно или временно проживают в г. Киеве, является одной из задач таможни (таможенных постов) и осуществляется органами доходов и сборов. Однако, осуществление таможенных формальностей невозможно без заезда и нахождения транспортных средств на территории определенных таможней зон таможенного контроля. В свою очередь субъекты хозяйствования, на территории которых размещены таможенный пост (зона таможенного контроля), как хозяйствующие субъекты устанавливают внутренними приказами перечень и стоимость работ и услуг, предоставляемых ими на территории зоны таможенного контроля, и не согласовывают их с таможней, поскольку не существует такого нормативно определенного порядка. К тому же нормативно не определено платность / бесплатность предоставления услуг в отделах таможенного оформления субъектами хозяйствования на территориях зон таможенного контроля.
Таким образом, без потребления и оплаты услуг, которые предприятие предоставляет на территории зоны таможенного контроля, физические лица не имеют возможности осуществить необходимые таможенные формальности.
Учитывая то, что за период 2015 - январе 2016 на территории отдела таможенного оформления № 2 таможенного поста «Специализированный» таможенное оформление прошло 98,3% транспортных средств, принадлежащих гражданам, которые постоянно или временно проживают г. Киеве, положение ООО «АИТ» на рынке услуг в зоне таможенного контроля на территории отдела таможенного оформления № 2 таможенного поста «Специализированный» и связанных с таможенным оформлением транспортных средств, принадлежащих гражданам, которые постоянно или временно проживают в г. Киеве, имеет структурные признаки монопольного (доминирующего).
Плата за услугу пребывания одного транспортного средства на таможенном терминале взимается ООО «АИТ" не за период времени, в течение которого транспортное средство фактически находился на нем, а в сутки, что, по мнению Комитета, не говорит о взыскании экономически обоснованной стоимости за услугу пребывания транспортного средства на таможенном терминале.