Актуальные вопросы применения налогового компромисса: разъясняет ГФС
1. Установлено, что представление налогоплательщиком уточняющего расчета за периоды, по которым не была проведена документальная проверка, может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки в соответствии с процедурой налогового компромисса.
По общей конвенции Закона о налоговом компромиссе указанная норма устанавливает, что налоговая проверка в соответствии с процедурами налогового компромисса за периоды, по которым уже была проведена документальная проверка по тем же вопросами налогоплательщика, подавшего уточняющий расчет, контролирующим органом назначена быть не может.
Кроме этого, документальные внеплановые проверки контролирующими органами хозяйственной деятельности налогоплательщика при достижении процедуры налогового компромисса могут проводиться только в пределах налоговых (отчетных) периодов и субъектов хозяйствования, по хозяйственным операциям (взаимоотношениях) с которыми налогоплательщиком поданы уточняющие расчеты.
Также четко установлено, что для налоговых обязательств, которые являются несогласованными в результате незавершения процедуры судебного и/или административного обжалования, и для других несогласованных налоговых обязательств, к которым закон устанавливает возможность применения налогового компромисса, достаточным для применения налогового компромисса является представление заявления о намерении достижения налогового компромисса и уплата 5 % от указанной в ней суммы без каких-либо проверок со стороны контролирующего органа.
Каких-либо полномочий контролирующего органа об отказе в применении налогового компромисса в таких случаях не предусмотрено.
2. Нормами НК установлены четкие требования относительно перечня документов, которые необходимо подавать для применения налогового компромисса.
При добровольном определении налоговых обязательств (до принятия контролирующим органом налогового уведомления-решения) это:
- уточняющий расчет;
- перечень (описание) хозяйственных операций, а в случае использования действующей формы уточняющего расчета (то есть до утверждения формы уточняющего расчета для применения налогового компромисса) - объяснение мотивов его представления.
В случаях, когда налоговые обязательства определены контролирующим органом:
- заявление о намерении достижения налогового компромисса.
При этом форма таких документов не установлена.
3. Об особенностях применения процедуры налогового компромисса относительно налоговых обязательств, в отношении которых по факту уклонения от уплаты налогов имеется уголовное производство, то следует учитывать, что факт наличия уголовного преследования в данном случае не влияет на возможность применения предприятием процедуры налогового компромисса.
4. В случае, если налоговые обязательства, неуплата которых инкриминируется в уголовном производстве, определены за период, превышающий 1095 дней, налогоплательщик и его должностные (служебные) лица, в случае применения Закона о налоговом компромиссе, подлежат освобождению от уголовной ответственности за совершение умышленного уклонения от уплаты налогов в части неуплаты налоговых обязательств, определенных за период не более 1095 дней.
5. Налоговый компромисс не применяется в случае, если налогоплательщик начинает процедуру административного и/или судебного обжалования налогового уведомления-решения, принятого контролирующим органом по результатам документальной внеплановой проверки во время процедуры налогового компромисса.
Указанная норма касается только обжалования налогового уведомления-решения, принятого контролирующим органом по результатам документальной проверки, проведенной при применении процедуры налогового компромисса, и не запрещает налогоплательщикам обжаловать в судебном порядке любые другие неправомерные действия контролирующего органа, связанные с применением налогового компромисса.
Письмо ГФС от 10.03.15 г. № 04-27/10-598.
Новости по теме:
К каким периодам применяется процедура налогового компромисса
Уточняющий расчет для целей налогового компромисса: нюансы заполнения
Утверждены Методические рекомендации по налоговому компромиссу