Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

June 23, 2015

Деятельность практически любого производства и работа оборудования на топливе приводит к загрязнению окружающей среды за счет выбросов загрязняющих веществ (далее – ЗВ). Исходя из объема выбрасываемых ЗВ и их вида все субъекты хозяйствования обязаны уплачивать экологический налог. Рассмотрим в консультации, кто именно уплачивает этот налог, что является объектом налогообложения.

Плательщики эконалога за выбросы

Плательщиками эконалога за выбросы являются:

- субъекты хозяйствования;

- юрлица, которые не осуществляют хозяйственную (предпринимательскую) деятельность;

- бюджетные учреждения, общественные организации и другие предприятия;

- постоянные представительства нерезидентов, включая тех, кто выполняет агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей.

Главное условие – в ходе своей хозяйственной деятельности на территории Украины они осуществляют выбросы ЗВ в атмосферу.

Обратите внимание: до 1 января 2015 года эконалог за выбросы уплачивали лица, использовавшие в своей деятельности как стационарные источники загрязнения (например, цех или отдельно стоящее оборудование), так и передвижные источники (например, автотранспорт). Теперь эконалог уплачивают только те, кто осуществляет выбросы стационарными источниками загрязнения.

Ставки эконалога

Ставки эконалога за выбросы в разрезе ЗВ установлены п. 243.1 НК и указаны в гривнях за 1 т вещества. Если предприятие осуществляет выбросы веществ, которые не попали в данный пункт, но на которые установлен класс опасности, применяются ставки, предусмотренные п. 243.2 НК. Чем выше класс опасности, тем выше ставка.

Для двуокиси углерода НК введена отдельная ставка – 0,26 грн. за 1 т. Для веществ, которые не включены в п. 243.1 НК и на которые не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода), применяются ставки в зависимости от установленного ориентировочно безопасного уровня влияния таких веществ (их соединений) в атмосферном воздухе.

Если на ЗВ не установлен ни класс опасности, ни ориентировочно безопасный уровень влияния (кроме двуокиси углерода), то при расчете эконалога используются ставки, предусмотренные п. 243.2 НК для І класса опасности.

Обратите внимание: НК не предусмотрено применение повышенных ставок за выбросы, осуществленные сверх установленных в разрешении нормативов. Однако в таком случае предприятию придется возместить убытки, причиненные государству вследствие сверхнормативных выбросов.

Порядок расчета эконалога за выбросы

Для каждого вида эконалога НК установлен отдельный порядок расчета. Эконалог за выбросы рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно исходя из фактического объема выбросов, осуществленных в течение квартала, и соответствующих ставок по формуле:

n

Пвс =

і х Нпі),

i = 1

где       Мі – фактический объем выбросов ЗВ, в тоннах;

Нпі – ставки налога за выбросы определенного ЗВ, в гривнях с копейками.

Подача отчетности

Отчетным налоговым периодом по эконалогу является календарный квартал. Декларация подается в органы ГФС по местонахождению стационарного источника загрязнения в течение 40 календарных дней после окончания отчетного квартала.

Если предприятие начало осуществлять выбросы (использовать стационарный источник загрязнения) в середине отчетного квартала, то первым отчетным периодом для него будет квартал, в котором впервые осуществлены выбросы.

Если место подачи декларации (место расположения стационарного источника) не совпадает с местом налоговой регистрации, то налогоплательщик подает в налоговый орган, в котором он находится на учете, копию декларации за отчетный квартал в сроки, предусмотренные для квартальной отчетности.

Порядок подачи декларации при наличии у налогоплательщика нескольких источников загрязнения на территории одной или разных административно-территориальных единиц установлен п. 250.10 НК, в частности:

- если у налогоплательщика несколько стационарных источников расположены в разных административно-территоральных единицах, то он должен представить отдельные декларации по этим источникам в разные органы ГФС (каждой административно-территориальной единицы);

- если стационарных источников несколько и все они расположены на территории одной административно-территориальной единицы, то подается одна декларация с заполненными приложениями по каждому источнику.

Если налогоплательщик состоит на учете в городе с районным делением и при этом имеет несколько стационарных источников загрязнения в разных районах города, то он должен подать одну декларацию в налоговый орган, в котором он состоит на учете.

Более подробную консультацию см. в ПР № 12: „Ресурсные и местные налоги: рассчитываем, платим, отчитываемся по-новому”.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!