Оформляем на работу удаленного сотрудника
Цели статьи:
- дать практические рекомендации по оформлению удаленного сотрудника;
- рассказать, как оформить командировки из места постоянной работы в офис предприятия.
Кто такой удаленный сотрудник
Во всем мире люди стараются создать максимально комфортные условия для жизни и работы. Многие хотят иметь свободный график и не быть привязанным к рабочему месту. Поэтому и выбирают удаленную работу. Такое положение дел зачастую устраивает и работодателя, поскольку имеет свои плюсы. Например, это экономия на аренде офисных помещений и т. п.
Однако за тенденциями современного общества не поспевает законодательство. На сегодня трудовое законодательство не дает определения понятию «удаленная работа». Есть понятие «надомная работа», которое является наиболее приближенным к сути удаленной работы. Работа надомников регулируется КЗоТом и Положением об условиях труда надомников, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.09.81 г. № 275/17-99 (далее – Положение № 275), которое действует в части, не противоречащей Конституции и законам Украины.
Надомниками являются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, которые предоставляются работодателем. Надомники являются штатными работниками предприятия. При этом работать на дому могут представители разных профессий: редакторы, переводчики, корректоры, программисты и т. п.
Надомные работники пользуются теми же правами и обязанностями, что и остальные работники. Они имеют право на отпуск (ежегодный, дополнительный, без сохранения заработной платы), оплату больничного, соблюдение гарантий при увольнении.
Далее в консультации будем говорить об оформлении удаленного сотрудника с точки зрения действующего законодательства о надомниках.
Принимаем на работу удаленного сотрудника
Процедура оформления приема на работу состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Подача заявления о приеме на работу
Заявление потенциальный работник пишет на имя руководителя предприятия.
|
Важный нюанс! В заявлении необходимо указать, что работа будет осуществляться вне офиса. Например, указывается адрес места жительства удаленного сотрудника либо другой адрес, где будет выполняться работа. |
Если такой работник желает трудоустроиться временно, тогда следует указать срок, на который он желает заключить трудовой договор.
|
На заметку! Срочный трудовой договор заключается на любой срок, действующее трудовое законодательство не содержит на этот счет каких-либо ограничений. |
Кроме заявления удаленный работник подает общие документы для приема на работу (ст. 24 КЗоТ):
- паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность);
- трудовую книжку (кроме случаев оформления на работу по совместительству);
- другие документы, если это предусмотрено законодательством. Например, документ об образовании (если для выполнения работы требуются специальные знания); документ о состоянии здоровья; cправка органа ГФС о присвоении идентификационного номера (учетная карточка налогоплательщика) (п. 63.6, 70.12 Налогового кодекса); документы воинского учета (их подача прямо предусмотрена ст. 34 Закона от 25.03.92 г. № 2232-XII).
Этап 2. Заключение трудового договора и издание приказа
В данном случае работодатель может заключить с удаленным сотрудником двухсторонний договор под названием «Трудовой договор» либо ограничиться приказом о приеме на работу. Все по порядку.
В трудовом договоре необходимо наиболее полно изложить как основные, так и дополнительные условия, определяющие взаимные обязательства сторон. Кроме того, в договоре рекомендуем указать следующие условия:
- место работы, то есть адрес работника, по которому он будет выполнять свои трудовые обязанности;
- наименование изделий (работ), которые будет изготовлять (выполнять) работник на дому, нормы выработки;
- порядок и сроки обеспечения работника сырьем и материалами. Необходимо указать, что передача сырья и материалов будет оформляться актами;
- виды собственных материалов, которые может использовать в своей работе такой сотрудник. Порядок возмещения ему расходов, связанных с использованием собственных инструментов и материалов (оплата их износа), и других расходов (например, плата за электроэнергию, воду и т. п.);
- порядок бесплатного предоставления оборудования, инструментов и приспособлений для работы;
- порядок представления работником отчета о проделанной работе;
- условия оплаты труда. Обычно устанавливается сдельная оплата труда;
- порядок и сроки вывоза готовой продукции.
Приказ можно составить в произвольной форме с указанием всех необходимых реквизитов либо оформить по типовой форме № П-1, утвержденной приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489. В приказе о приеме на работу рекомендуем оговорить основные права и обязанности сторон, указать место работы, порядок и сроки оплаты и т. п. С приказом работника следует ознакомить под подпись.
Если будет заключаться срочный трудовой договор, тогда в приказе должен быть указан срок его действия. Если в приказе не указать срок, то договор может быть признан заключенным на неопределенный срок.
|
Будьте внимательны! В приказе о приеме на работу наименование должности (профессии), которую будет занимать работник, должно соответствовать Классификатору ДК 003:2010. |
Этап 3. Уведомление органа ГФС о принятом работнике
Порядок и форма уведомления о принятом работнике утверждены постановлением КМУ от 17.06.15 г. № 413 (далее – Постановление № 413). Уведомлять налоговый орган нужно обо всех принятых сотрудниках, в том числе и о тех, кто будет работать удаленно, прежде чем они приступят к выполнению своих обязанностей.
Этап 4. Оформление кадровых документов
На основании приказа о приеме на работу выполняются следующие действия:
- вносится запись о приеме на работу в трудовую книжку работника. Если с работником заключен срочный договор, то в трудовую книжку работника не вносится информация о том, что трудовой договор заключен на определенный срок. Эта информация отражается только в приказе работодателя о приеме на работу (письмо Минтруда и соцполитики от 29.05.07 г. № 126/13/133-07);
- заполняется личная карточка работника по типовой форме № П-2, утвержденной совместным приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.09 г. № 495/656.
Командировка в офис
Определение командировки содержится только в Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59 (далее – Инструкция № 59). Как известно, действие этого документа не распространяется на коммерческие предприятия, но они могут использовать его для разработки своих внутренних документов.
Согласно п. 1 разд. І Инструкции № 59 командировка – это поездка наемного работника на определенный срок в другой населенный пункт по распоряжению работодателя, за счет средств работодателя, для выполнения вне места постоянной работы служебного поручения, связанного с основной деятельностью работодателя.
Местом постоянной работы считается то подразделение предприятия (головной офис, филиал и т. д.), которое указано в качестве места постоянной работы работника в трудовом договоре (п. 2 разд. І Инструкции № 59).
Из вышеприведенного можно сделать вывод, что служебной командировкой будет считаться поездка работника из «места постоянной работы», которое расположено в другом населенном пункте, в офис предприятия.
Если работник трудится на дому в другом городе, то для того чтобы его поездки в офис предприятия считались служебными командировками, следует:
- в трудовом договоре или приказе о приеме на работу указать адрес работника, по которому он будет выполнять работу, как место постоянной работы;
- в Положении о командировках прописать, что поездки удаленного сотрудника с места постоянной работы в офис предприятия в другой местности считаются служебными командировками.
Оформляется командировка приказом руководителя предприятия. При его составлении можно воспользоваться Инструкцией № 59. Согласно абзацу второму п. 1 разд. ІІ Инструкции № 59, в приказе о командировке следует указать: куда командируется сотрудник; цель и срок командировки; сумму суточных расходов; другие условия в зависимости от ситуации (например, стоимость и категории проездных билетов).
Выводы
Порядок оформления на работу удаленного сотрудника такой же, как и любого другого сотрудника. Однако есть нюансы. В трудовом договоре или в приказе о приеме на работу следует указать, что адрес, по которому будет трудиться такой сотрудник, является местом его постоянной работы. В дальнейшем его поездки из места постоянной работы в офис предприятия, который находится в другой местности, можно будет оформлять как служебные командировки.
Источник: "Баланс" № 6-7, который выходит из печати 21.01.19 г.