Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Перечень тем практических руководств серии «Библиотека «Баланс» (ІV квартал 2025 года)

September 22, 2025

ПР, 2025, № 19 «Регистрация налоговых накладных и расчетов корректировки: порядок, сроки, ответственность»

Месяц выхода – октябрь.

Почему сейчас? Регистрация налоговых накладных и расчетов корректировки (далее – НН, РК) к ним давно превратилась для бухгалтера в настоящий квест. Один неверный клик – и штрафы, внеплановые проверки или проблемы с контрагентами не заставят себя долго ждать. А если поставщик не имеет возможности в установленный срок зарегистрировать НН или РК, партнер может просто отказаться от сотрудничества. Поэтому своевременная и надлежащая регистрация – это не только обязанность, но и бизнес-репутация. Самостоятельно разобраться со всеми нюансами регистрации НН и РК бухгалтеру достаточно трудно, ведь нужно учитывать не только требования многочисленных нормативных актов, но и знать позицию ГНС по спорным вопросам.

Какую проблему решаем? В этом выпуске мы раскроем все тонкости и правила регистрации НН и РК: от сроков и ответственности до особенностей периода военного положения и последних разъяснений налоговиков. Мы поможем систематизировать теоретические знания и закрепить их на практике во избежание штрафов и сохранить нормальные отношения с контрагентами. Этот выпуск является практическим гидом для всех плательщиков НДС.

Перечень основных вопросов, которые будут освещены в издании:

  • сроки регистрации НН и РК: общие и установленные на период действия военного положения;
  • ответственность за нарушение правил регистрации НН и РК;
  • кто и в каких случаях регистрирует уменьшающие РК;
  • как определить сроки просрочки регистрации НН и РК;
  • как оформить РК, если НН заблокирована;
  • в какой срок покупатель должен зарегистрировать отрицательный РК, чтобы не получить штраф;
  • почему может не хватать лимита для регистрации заблокированной НН и как это исправить;
  • как действовать покупателю, если поставщик не регистрирует НН или отказывается исправлять в ней ошибку;
  • как зарегистрировать НН в случае увольнения лица, ответственного за регистрацию НН;
  • в каком периоде разблокированную НН можно включить в налоговый кредит;
  • как получить данные о регистрации и статусе НН из Электронного кабинета.

ПР, 2025, № 20 «Особенности ежегодной инвентаризации – 2025»

Месяц выхода – октябрь.

Почему сейчас? В зависимости от вида активов и обязательств такую проверку следует начинать не ранее чем за три месяца до даты баланса, то есть в период с 1 октября по 31 декабря. Годовую инвентаризацию нужно провести до даты баланса, то есть до 31 декабря отчетного года.

Итак, поскольку предприятия начинают заниматься годовой инвентаризацией с октября, именно в этом месяце данная тема наиболее актуальна.

Какую проблему решаем? Положение об инвентаризации активов и обязательств никого не освобождает от проведения ежегодной инвентаризации, даже во время военного положения. Годовую инвентаризацию проводят по приказу руководителя, охватывая все активы и обязательства, а также активы, принадлежащие другим предприятиям, но находящиеся у предприятия на хранении или используемые им. При инвентаризации активов и обязательств проверяют и документально подтверждают их фактическое наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценки. Процедура инвентаризации также включает оформление результатов в инвентаризационных описях, сверку с данными учета и последующее отражение выявленных расхождений в бухгалтерском и налоговом учете.

Перечень основных вопросов, которые будут освещены в издании:

  • в какие сроки проводится инвентаризация разных видов активов и обязательств;
  • какими документами ее следует оформлять;
  • как провести инвентаризацию запасов и незавершенного производства;
  • каковы особенности инвентаризации имущества, находящегося на неподконтрольной Украине территории;
  • что следует принять во внимание при инвентаризации дебиторской задолженности и обязательств и др.

Спецтема «Вклады в дополнительный капитал: алгоритм оформления и учета»

Месяц выхода – октябрь.

Почему сейчас? Предприятиям все чаще требуются дополнительные средства для поддержания деятельности или развития. Привлекать их удобнее всего от учредителей в виде вкладов в дополнительный капитал без увеличения уставного. Это выгодно с налоговой точки зрения. До 28.08.2025 такой механизм для обществ с ограниченной ответственностью содержал определенные риски. Ведь возможность привлечения вкладов в дополнительный капитал от учредителей хотя и была предусмотрена в бухучетных нормативных документах (в частности, в Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 30.11.1999 № 291), но не имела должной правовой основы. Теперь, после появления изменений в ст. 12 Закона от 06.02.2018 № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», внесение вкладов в дополнительный капитал имеет четкое юридическое урегулирование. Поэтому сейчас значительно возросло количество предприятий, которые планируют привлечь или уже привлекают такие вклады.

Какую проблему решаем? Вопрос внесения вкладов в дополнительный капитал требует комплексной проработки: от принятия решения участниками и оформления протокола общего собрания до отражения в бухгалтерском и налоговом учете. Все нужно сделать грамотно, чтобы избежать негативных налоговых последствий в виде признания внесенной суммы безвозвратной финпомощью, а значит, доходами при налоговой проверке. Для того чтобы предоставить бухгалтерам, финансовым директорам и руководителям предприятий всю необходимую информацию, мы расскажем в спецтеме об алгоритме действий при привлечении вкладов в дополнительный капитал.

Перечень основных вопросов, которые будут рассмотрены в спецтеме:

  • кто может вносить вклады (взносы) в дополнительный капитал, в какой форме можно получать такие взносы (денежной, имущественной и т. п.), как провести оценку взносов;
  • какие положения нужно закрепить в уставе и как оформить протокол общего собрания участников;
  • как отразить получение взносов в дополнительный капитал в бухгалтерском учете;
  • влияет ли получение таких взносов на сумму налога на прибыль и НДС;
  • как отразить последствия получения таких взносов в учете плательщика единого налога;
  • что должно показать в учете предприятие-инвестор (учредитель), осуществляющее вклады (взносы) в дополнительный капитал.

ПР, 2025, № 21 «Ликвидация юрлица: правовые и учетные вопросы»

Месяц выхода ноябрь.

Почему сейчас? Сегодня вопрос закрытия бизнеса – одна из актуальных тем для субъектов хозяйствования, ведь нынешняя ситуация не всегда благоприятна для ведения бизнеса. Основания для ликвидации предприятия могут быть разными: решение собственников в связи с нерентабельностью, судебная процедура банкротства и т. п.

Какую проблему решаем? Мы поможем вам разобраться, из каких этапов состоит процедура ликвидации предприятия, какую отчетность при этом подает юрлицо, и рассмотрим другие важные темы, связанные с ликвидацией предприятия.

Перечень основных вопросов, которые будут освещены в издании:

  • в каких случаях юрлицо подлежит ликвидации;
  • как должно быть оформлено решение о ликвидации юрлица;
  • какие правила следует соблюдать при назначении ликвидационной комиссии;
  • проводятся ли налоговые проверки на этапе ликвидации юрлица;
  • каковы особенности ликвидации фермерских хозяйств;
  • как уволить работников и рассчитаться с ними на этапе ликвидации предприятия;
  • когда и как составляется ликвидационный баланс;
  • как аннулировать регистрацию плательщиком НДС в связи с ликвидацией предприятия.

ПР, 2025, № 22 «Режимы работы и рабочего времени»

Месяц выхода – ноябрь.

Почему сейчас? Тема режимов работы актуальна всегда, ведь работодатель имеет право на их введение в любое время, но при определенных условиях. Поэтому важно знать, как ввести и оформить тот или иной режим работы, не нарушая законодательство о труде.

Какую проблему решаем? Мы расскажем, какие режимы работы предусмотрены законодательством, как работодателю установить и документально оформить тот или иной режим работы и рабочего времени. Также в статьях мы приведем образцы кадровых документов, касающиеся всех режимов работы и рабочего времени, с учетом норм ДСТУ 4163:2020.

Основной вопрос, который будет рассмотрен в издании, – как ввести и оформить:

  • упрощенный режим работы;
  • неполное и сокращенное рабочее время и какая между ними разница;
  • гибкий режим работы;
  • надомную и дистанционную работу и какая между ними разница;
  • суммированный учет рабочего времени;
  • сменный режим работы.

Спецтема «Учебные отпуска: особенности предоставления и оплаты»

Месяц выхода – ноябрь.

Почему сейчас? Осень – старт нового учебного года. Но учатся не только школьники, но и работники, совмещающие работу с учебой. Такие работники при определенных условиях имеют право на дополнительный отпуск.

Какую проблему решаем? Предоставление дополнительного отпуска в связи с обучением имеет свои особенности. Мы объясним, кто имеет право на такой отпуск, как его оформить, подтвердить и оплатить.

Перечень основных вопросов, которые будут рассмотрены в спецтеме:

  • кому и при каких условиях предоставляется отпуск в связи с обучением;
  • какова продолжительность такого отпуска;
  • какими документами подтвердить и как документально оформить учебный отпуск;
  • как оплатить учебный отпуск работнику;
  • как оплачивать отпуск в связи с обучением, если работник заболел во время такого отпуска;
  • есть ли ограничения по учебным отпускам во время военного положения;
  • можно ли предоставить учебный отпуск совместителю;
  • можно ли отказать в предоставлении учебного отпуска.

ПР, 2025, № 23 «Списание имущества из-за уничтожения и непригодности»

Месяц выхода – декабрь.

Почему сейчас? Решение о списании имущества принимается не в определенное время года, а в случае возникновения необходимости, когда имущество становится непригодным к использованию из-за износа, повреждения или истечения срока эксплуатации.

Какую проблему решаем? На балансе предприятия всегда есть активы, которые со временем теряют свою полезность или физически изнашиваются. Это может быть оборудование, инвентарь, мебель или техника, которые уже не выполняют свои функции или подлежат утилизации. В таком случае их нужно списать.

Списание – это не только внутреннее решение компании, но и четко урегулированный процесс, предусматривающий документальное подтверждение непригодности имущества, создание комиссии, составление актов и грамотное отражение операции в бухгалтерском учете.

Перечень основных вопросов, которые будут освещены в издании:

  • когда имущество признается непригодным и подлежит уничтожению или утилизации;
  • как оформить документы для списания: приказ, акт, заключение комиссии;
  • как списание активов отражается в бухгалтерском и налоговом учете;
  • что делать с отходами и остатками после уничтожения имущества.

ПР, 2025, № 24 «Учетная политика – внутренний документ предприятия, который его защищает»

Месяц выхода – декабрь.

Почему сейчас? Надлежащим образом сформированная учетная политика – это ваша защита и помощь в ходе проверок и судебных обжалований решений контролирующих органов. Так что не стоит недооценивать приказ об учетной политике, который важен не только для бухгалтерского учета, но и для налоговых целей. Подтверждением тому является судебная практика.

Последовательность – один из принципов бухучета. Поэтому учетная политика меняется не часто. Правда, приказ об учетной политике также содержит учетные оценки, которые могут регулярно пересматриваться. И в конце каждого года руководство задумывается, нужно ли вносить изменения и обновлять свою политику.

Какую проблему решаем? Мы расскажем, какие положения следует обязательно включить в приказ об учетной политике, когда вносить изменения и кто утверждает приказ об учетной политике. Обратим внимание на типичные ошибки (в т. ч. с точки зрения контролеров) и проблемные моменты, предупредим о налоговых рисках и предоставим рекомендации по их минимизации. Ведь приказ об учетной политике может как защитить предприятие, так и доставить хлопоты (особенно если то, что в нем прописано, не соответствует реальным правилам и методам, которые предприятие использует на практике). Также мы приведем образцы оформления приказа об учетной политике.

Перечень основных вопросов, которые будут освещены в издании:

  • что нужно учесть, формируя учетную политику;
  • кто утверждает приказ об учетной политике;
  • как учетная политика помогает защитить позицию предприятия в суде и минимизировать налоговые риски;
  • какие типичные ошибки совершают при формировании учетной политики;
  • можно ли пересмотреть учетную политику и нужно ли ее ежегодно обновлять;
  • как изменить учетную политику, если микропредприятие перешло в категорию малого;
  • как проверить (а возможно, и разработать с «нуля») свою учетную политику с учетом наших рекомендаций.

Спецтема «Рассчитываем сроки исковой давности для списания задолженностей в учете»

Месяц выхода декабрь.

Почему сейчас? Течение сроков исковой давности, предусмотренных Гражданским кодексом, было приостановлено на достаточно длительное время – сначала на период действия карантина, а затем – на время военного положения (в целом «пауза» составила более 5 лет). Но с 04.09.2025 течение сроков исковой давности восстановлено. Поэтому в конце этого года большинство предприятий определяет, какую задолженность можно признать безнадежной в связи с истечением срока исковой давности.

Какую проблему решаем? Мы поможем вам разобраться, по каким правилам следует рассчитывать сроки исковой давности, в том числе с учетом периода приостановления течения этих сроков на время карантина и военного положения, приведем примеры из последней судебной практики и подскажем, как отразить задолженность, по которой истек срок исковой давности, в учете.

Перечень основных вопросов, которые будут рассмотрены в спецтеме:

  • какие существуют сроки исковой давности и когда применяются специальные сроки;
  • с какого момента следует начинать исчислять срок исковой давности;
  • при наличии каких оснований сроки исковой давности прерываются или приостанавливаются;
  • в каких случаях сроки исковой давности не применяются;
  • как повлияла на исчисление сроков исковой давности отмена Хозяйственного кодекса;
  • как исчисляются сроки исковой давности по ВЭД-контрактам;
  • когда задолженность подлежит списанию в учете в связи с истечением срока исковой давности.

Заказывайте прямо сейчас!

Подпишитесь на практические руководства через редакцию:
• по телефонам (044) 334-62-70, (056) 370-44-25, (067) 544-07-31;
• по электронной почте product@balance.ua

Работайте уверенно и без ошибок!

⤷ ЗАКАЗАТЬ ⤶

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!