Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Новации относительно структуры и реформирования госорганов

January 27, 2020

В последнее время принимается ряд законодательных и других нормативно-правовых актов, которыми предполагаются кардинальные изменения относительно функционирования госорганов всех уровней – от наивысших (министерств, ведомств) до местных (в частности, райгосадминистраций). Конечно, усовершенствованию в этой области нет границ, однако каждый раз такие новации затрагивают работников. Рассмотрим новации относительно создания структурных подразделений госорганов и задач, которые выполняются должностными лицами некоторых категорий.

Изменения относительно определения структуры госорганов

Недавно (см. «Совершенствуем структуру и численность работников местных госорганов») мы рассмотрели вопросы относительно определения структуры, а также численности работников местных госадминистраций согласно последним правительственным решениям.

Постановлением КМУ от 11.12.19 г. № 1034 «Некоторые вопросы реформирования государственного управления» (далее – Постановление № 1034) внесены изменения в несколько правительственных решений, которыми, в частности, установлены правила определения структуры и численности структурных подразделений госорганов, а также относительно реализации положений других документов по реформированию государственного управления.

В целом Постановление № 1034 вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 19.12.19 г., кроме некоторых его положений, о чем скажем ниже.

Обращаем внимание на норму пп. 2 п. 4 Постановления № 1034, согласно которой, в частности, министерства должны осуществить мероприятия по приведению своих структур в соответствие с этим постановлением и обеспечить заполнение должностей госслужбы путем перевода госслужащих или назначения по результатам конкурса.

Итак, из-за изменений, внесенных Постановлением № 1034 в другое правительственное решение – постановление КМУ от 12.03.05 г. № 179 «Об упорядочении структуры аппарата центральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и местных государственных администраций» (далее – Постановление
№ 179), меняются принципы формирования структуры госорганов.

В частности, разграничены критерии определения структурных подразделений, которые образовываются в составе аппарата других центральных органов исполнительной власти (далее – ЦОИВ) и в составе министерств, для других ЦОИВ они установлены в п. 1, а для министерств – в п. 11 Постановления № 179.

Основным отличием является то, что только в министерствах могут образовываться директораты, на которые и возлагается осуществление задач, связанных с обеспечением формирования государственной политики в одной или нескольких сферах компетенции министерства.

Важна и норма, согласно которой сейчас перечень и штатная численность структурных подразделений, которые могут образовываться в составе аппарата ЦОИВ, должны устанавливаться руководителем соответствующего органа с учетом предельной численности работников аппарата, сложности и объема возложенных на орган задач. Прежде такого требования не было.

Относительно министерств, то в их аппарате могут также образовываться секретариаты, то есть совокупность структурных подразделений и должностей, которые будут осуществлять организационное, правовое, финансово-экономическое, материально-техническое обеспечение деятельности министерства.

Как и раньше, министерства в составе аппарата могут образовывать департаменты, управления, отделы и сектора. Также в составе НАГС и Госагентства по вопросам электронного правления могут образовываться генеральные департаменты, штатная численность которых устанавливается руководителем ЦОИВ. Заметим, что теперь такие департаменты должны выполнять задачи относительно подготовки и реализации реформ, направленных на достижение определенных Программой деятельности КМУ целей (ранее речь шла об основных национальных реформах).

В п. 11 обновленного Постановления № 179 указано: перечень структурных подразделений, которые могут образовываться в составе его аппарата, устанавливается министром.

Не забываем, что в случае нецелесообразности образования в аппарате ЦОИВ подразделений, указанных в п. 1 и 13 (здесь речь идет о подразделении по вопросам цифрового развития) Постановления № 179, для выполнения отдельных функций вводятся должности соответствующих специалистов.

Критерии определения структуры местных госадминистраций, установленные п. 13 Постановления № 179, а также для аппарата областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, их структурных подразделений, территориальных подразделений ЦОИВ в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе, межрегиональных терорганов (п. 4 Постановления № 179), почти не изменились. Вместе с тем изъяты нормы, согласно которым определялись особенности формирования терорганов Минюста, ГФС и Госаудитслужбы. То есть сейчас в этих госорганах нужно придерживаться общих правил формирования структуры.

Затем установлены некоторые особенности относительно структуры МИД и Минобороны. Так, в составе аппарата Минобороны (это ЦОИВ и орган военного управления) могут создаваться отдельные структурные подразделения (департаменты, управления, отделы) для выполнения задач военно-политического и административного руководства Вооруженными Силами, управления в условиях особого периода Госспецтранспортом и разведывательным органом, которые подчинены Минобороны.

Реформирование госуправления

Принципы реформирования госуправления определены распоряжением КМУ от 24.06.16 г. № 474 (далее – Распоряжение № 474). Нормы этого документа в части образования команд специалистов по вопросам реформ отныне будут касаться также Офиса Президента.

Отметим, что поскольку п. 20 Стратегии реформирования государственного управления Украины на 2019-2021 годы, утвержденной Распоряжением № 474 (далее – Стратегия № 474), претерпел изменения согласно Постановлению № 1034, то:

  • во-первых, до проведения конкурсов на должности специалистов по вопросам реформ для формирования кадрового состава директоратов, генеральных департаментов, Правительственного офиса по вопросам координации европейской и евроатлантической интеграции Офис Президента может привлекаться только с его согласия;
  • во-вторых, действие этого пункта продлено на 2020 год.

Как и раньше, ориентировочный объем этой позиции – 1 млн грн, а источником является программа «Поддержка реализации комплексной реформы государственного управления».

Есть еще такой важный документ, как Концепция введения должностей специалистов по вопросам реформ, одобренная распоряжением КМУ от 11.11.16 г. № 905-р (далее – Концепция № 905), и она также упорядочена согласно Постановлению № 1034.

Поэтому сейчас Концепция № 905 касается реализации реформ, направленных на достижение целей, определенных Программой деятельности Кабмина (напомним: до изменений речь шла о ключевых национальных реформах, и их цели определялись среднесрочным планом приоритетных действий правительства до 2020 года).

Прежде всего заметим, что количество должностей специалистов по вопросам реформ, которые планируется ввести в 2020 году, будет составлять 2 000 единиц, а не 3 000, как это было предусмотрено ранее. Что касается самой Концепции, то срок ее реализации продлен до 2021 года (было до 2020 года).

Важным кажется и то, что должности специалистов по вопросам реформ вводятся наряду с определенными в абзаце втором разд. «Цель и сроки реализации Концепции» также в других ЦОИВ.

Знаем, что согласно Концепции № 905 должности специалистов по вопросам реформ делятся на 2 группы. Так, к 1-й относятся должности госслужбы категории «А», в частности должности руководителя аппарата Офиса Президента. После внесения изменений в этот документ определено, что ко 2-й группе будут относиться должности госслужбы категории «Б» и «В», образованные в этом Офисе.

Добавим: после изменений, внесенных в раздел «Пути реализации Концепции», к должностям специалистов по вопросам реформ, то есть должностям госслужбы категорий «А», «Б» и «В» с соответствующими должностными обязанностями отныне относятся также военные и дипломатические должности. Конечно, они должны назначаться на такие должности в пределах реализации Концепции № 905 по результатам открытого конкурса и согласно требованиям и в порядке, определенном Законом № 889, а среди выполняемых ими задач есть такие, которые непосредственно связаны с подготовкой и проведением реформ в соответствующих сферах. На этих должностных лиц распространяются специальные условия оплаты труда в пределах общей системы оплаты труда госслужащих.

Практика реализации реформы госуправления

Прежде всего скажем, что документом, конкретизирующим алгоритм действий госорганов относительно фактической реализации реформаторских замыслов, является постановление КМУ от 18.08.17 г. № 647 «Некоторые вопросы реализации комплексной реформы государственного управления» (далее – Постановление № 647). Конечно же, его не обошли изменения согласно Постановлению № 1034.

Напомним: абзацем вторым п. 2 Постановления № 647 предусмотрено, что в процессе реализации реформы госуправления действие п. 1 и 10 мероприятий по рациональному и экономному использованию средств бюджета, утвержденных постановлением КМУ от 11.10.16 г. № 710 «Об эффективном использовании государственных средств» не распространяются на госорганы, привлеченные к его реализации. Фактически это означает, что на упомянутые госорганы позиции относительно прекращения приобретения мобильных телефонов и запрета представления Кабмину предложений и принятие собственных решений относительно увеличения штатной численности работников подчиненных органов и учреждений на период реализации комплексной реформы госуправления не распространяются.

Кроме того, согласно абзацу третьему п. 2 Постановления № 647 предельные суммы расходов на приобретение автомобилей, мебели, оборудования, оснащения и т. п. госорганами и бюджетными учреждениями, заведениями не применяются для госорганов, привлеченных к реализации комплексной реформы госуправления. Сейчас действие таких предостережений продлено на 2020 год, и потому в течение 2020 года этим структурам разрешается не соблюдать упомянутые выше предельные нормы, установленные постановлением КМУ от 04.04.01 г. № 332.

Обращаем внимание на измененный п. 5 Постановления № 647, согласно которому предполагается представление Кабмину информации о состоянии реформирования соответствующих госорганов. Начиная с 19.12.19 г. министерства и НАГС должны подавать ежемесячно до 5-го числа (было – до 20-го) следующие данные:

  • количество госслужащих, назначенных на вакантные должности госслужбы в директоратах, генеральных департаментах;
  • установленные для этих госслужащих ключевые показатели результативности, эффективности и качества служебной деятельности на период испытания;
  • состояние использования бюджетных средств.

Знаем о важности соблюдения Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для поддержки реализации комплексной реформы государственного управления, утвержденного Постановлением № 647 (далее – Порядок № 647).

Как отмечалось выше, некоторые позиции Постановления № 1034, которое вступило в силу с 19.12.19 г., будут действовать с 01.01.20 г.

Значит, с начала 2020 года Порядок № 647 должен применяться с учетом изменений.

Напомним: Порядком № 647 определен механизм распределения расходов, предусмотренных Секретариатом Кабмина в госбюджете по программе 0421060 «Поддержка реализации комплексной реформы государственного управления» (далее – Программа), и использования бюджетных средств для поддержки реализации реформы госуправления. Согласно п. 3 этого документа бюджетные назначения, предусмотренные Программой, передаются на бюджетные программы, связанные с функционированием госорганов, или новые бюджетные программы, открытые в установленном порядке.

Предостерегаем: меняется направление использования переданных согласно п. 3 Порядка № 647 средств. В частности, они будут направляться также на выплату надбавки за выполнение особо важной работы, денежной помощи во время предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска не только специалистам по вопросам реформ, а и руководителям высших госорганов, аппарата Офиса Президента, госсекретарям министерств, руководителям НАГС.

Вместе с тем изъята норма, согласно которой средства направлялись также на выплату специалистам по вопросам реформ надбавки за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне, надбавки за выслугу лет, за ранг госслужащего, месячных премий или квартальных премий, премий по результатам ежегодного оценивания, пособия по временной нетрудоспособности, а также денежной помощи во время предоставления ежегодного основного отпуска и в пределах экономии фонда оплаты труда материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов.

Нет и нормы, по которой эти выплаты осуществлялись специалистам по вопросам реформ, должности которых введены сверх установленной предельной численности, определенной приложением 1 к постановлению КМУ от 05.04.14 г. № 85.

Вместе с тем отметим, что на сегодня, как и ранее, Минфину нужно готовить проект распределения средств на оплату труда с учетом необходимости поддержки реализации реформы госуправления. Это осуществляется на основании информации, полученной от привлеченных в этот процесс госорганов, исходя из численности специалистов по вопросам реформ и количества должностей этих специалистов, конкурсы на замещение которых объявлены.

Важным кажется и изменение предельного количества должностей специалистов по вопросам реформ, которое учитывается в течение года во время распределения бюджетных средств. Почти всем министерствам и ведомствам это количество существенно увеличено (некоторым почти вдвое и более), кроме Минфина, который вместо 198 должностей может позволить содержание 113 специалистов по вопросам реформ.

Кроме того, упомянутые должности сейчас будут вводиться в штат МВД, Минветеранов, МИД и Минобороны, чего ранее не было.

Оптимизация системы госорганов

Теперь – об обновлении Концепции оптимизации системы центральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением КМУ от 27.12.17 г. № 1013 (далее – Концепция № 1013), которой определены приоритетные задачи по реформированию министерств и других ЦОИВ в части обеспечения подотчетности системы органов исполнительной власти обществу, ее рационального построения, четкого распределения полномочий и ответственности.

Поэтому после внесения изменений в Концепцию № 1013 согласно Постановлению № 1034 прекращается действие абзаца шестого разд. І этой Концепции, в котором речь шла о пилотном проекте в отдельно определенных министерствах относительно определения унифицированных подходов к формированию структуры аппарата этих ЦОИВ.

Обновленные нормы Концепции № 1013 отныне предусматривают, что обновление структуры ЦОИВ должно согласовываться с Программой деятельности КМУ, а не со среднесрочным планом приоритетных действий правительства до 2020 года, утвержденным распоряжением КМУ от 03.04.17 г. № 275.

Заметим: отныне в разд. ІV «Пути и способы решения проблем» Концепции № 1013 появилась новая норма, согласно которой выполнение функций секретариата министерства по решению Кабмина может возлагаться на другие госорганы. Поэтому надеемся на конкретизацию такой позиции или разъяснение правил применения этой нормы.

Напомним: предполагается постепенно ввести систему децентрализованного управления, согласно которой будет определяться механизм делегирования полномочий министров, других руководителей ЦОИВ руководителям структурных подразделений.

Попутно обращаем внимание: по Концепции № 1013 структурные подразделения аппарата министерства должны быть объединены в секретариат министерства как совокупность самостоятельных структурных подразделений, которая будет осуществлять организационное, правовое, материально-техническое и прочее обеспечение деятельности министерства.

Так, функции по обеспечению финансово-эконо­мических вопросов, бухучету и финотчетности могут выполняться:

  • директоратами политики – функции по обеспечению бюджетирования политик;
  • соответствующим подразделением секретариата министерства (бухгалтерской службой) – функции относительно финансово-экономических вопросов, бухучета и финотчетности. Как правило, эти структурные подразделения имеют статус самостоятельных.

Источник: "Баланс-Бюджет" № 3, который вышел из печати 20.01.20 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!