Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Налогообложение доходов физлиц от продажи ТС

May 22, 2018

Акценты статьи:

  • как определяется и облагается налогом объект продажи транспортных средств (далее – ТС);
  • кто является налоговым агентом во время такой продажи и представления формы № 1ДФ;
  • ответственность за невыполнение обязанностей налогового агента.

Как определено в пп. 164.2.4 Налогового кодекса (далее – НК), в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физического лица – плательщика налога включается часть доходов от операций с имуществом, размер которой определяется согласно положениям ст. 172173 НК.

Порядок налогообложения операций по продаже физическими лицами движимого имущества, в том числе ТС, регулируется ст. 173 НК.

Доход налогоплательщика от продажи (обмена) объекта движимого имущества в течение отчетного налогового года облагается НДФЛ по ставке 5 %, определенной в п. 167.2 НК (5 %).

В виде исключения из указанных положений, доход, полученный налогоплательщиком от продажи (обмена) в течение отчетного (налогового) рока одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и/или мотоцикла, и/или мопеда, не подлежит налогообложению.

Доход, полученный налогоплательщиком от продажи (обмена) в течение отчетного (налогового) года двух и более объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и/или мотоцикла, и/или мопеда, подлежит обложению НДФЛ по ставке 5 %.

Доход от операций по продаже (обмену) объектов движимого имущества, в том числе ТС, которые осуществляются физлицами-нерезидентами, облагается налогом в порядке, установленном для резидентов, по ставке, определенной в п. 167.1 НК (18 %).

В то же время в соответствии с пп. 1.1 п. 161 подразд. 10 разд. XX НК плательщиками военного сбора (далее – ВС) являются лица, определенные п. 162.1 НК, в частности физлица-резиденты, которые получают доходы из источника их происхождения в Украине.

Объектом обложения ВС является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физлица-резидента, в который включается часть дохода от операций с имуществом, размер которой определяется согласно положениям ст. 173 НК. Сумма такого дохода облагается ВС по ставке 1,5 %.

Не является объектом обложения ВС сумма дохода, полученная физлицом-резидентом от операций по продаже ТС (легкового автомобиля и/или мотоцикла, и/или мопеда), которые в соответствии с п. 173.2 НК не подлежат налогообложению.

Начисление, удержание и уплата (перечисление) ВС в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 НК для НДФЛ.

Следовательно, обложение НДФЛ и ВС операций по отчуждению физическими лицами собственных ТС зависит от двух факторов:

1) вида ТС, который отчуждается (автомобиль легковой или нелегковой, мотоцикл, мопед и т. п.);

2) очередность продажи ТС в течение года.

Особенности определения базы налогообложения

Доход от продажи (обмена) объекта движимого имущества (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов) определяется исходя из цены, указанной в договоре купле-продаже (мены), но не ниже оценочной стоимости этого объекта, определенной согласно закону.

В то же время доход от продажи (обмена) легкового автомобиля, мотоцикла, мопеда определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи (мены), но не ниже среднерыночной стоимости соответствующего ТС или не ниже его оценочной стоимости, определенной согласно закону (по выбору налогоплательщика).

Среднерыночная стоимость легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов определяется ежеквартально центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития. Порядок определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов утвержден постановлением КМУ от 10.04.13 г. № 403.

В соответствии с указанным Порядком Минэкономразвития и торговли ежеквартально на основании анализа фактических цен продажи соответствующих ТС рассчитывает среднерыночную стоимость ТС для каждой марки, модели ТС с учетом года выпуска и пробега и обнародует ее на своем официальном веб-сайте.

Оценочная стоимость ТС для целей налогообложения определяется субъектами оценочной деятельности согласно Закону от 12.07.01 г. № 2658-III «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» и постановлению КМУ от 21.08.14 г. № 358 «О проведении оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, которые взимаются в соответствии с законодательством».

Приобретение юрлицом ТС у физлиц

Если стороной договора купли-продажи объекта движимого имущества, в том числе ТС, является юрлицо или физлицо-предприниматель, то такое лицо считается налоговым агентом налогоплательщика и обязано выполнить все определенные НК функции налогового агента (п. 173.3 НК).

К функциям налогового агента, в частности, относятся обязанности:

  • своевременно и в полной сумме начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) в бюджет НДФЛ и ВС с дохода, который выплачивается в пользу налогоплательщика и облагается налогом до или во время такой выплаты за ее счет;
  • подавать в сроки, установленные НК, налоговый расчет суммы дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков, а также суммы удержанного из них налога в контролирующий орган по месту своего расположения.

Налоговый агент удерживает НДФЛ по соответствующим ставкам (в зависимости от вида ТС, резидентского статуса продавца и т. п.) и платит ВС с учетом информации об очередности продажи движимого имущества, указанной налогоплательщиком в договоре купли-продажи или в отдельном заявлении.

Таким образом, юридическое лицо, покупая ТС у физического лица, фактически выплачивает ему доход, с суммы которого оно как налоговый агент обязано удержать и перечислить в бюджет НДФЛ и ВС.

Однако если автомобиль легковой (мотоцикл, мопед) и в течение года у физического лица это первая продажа автомобиля (мотоцикла, мопеда), доходы от его реализации не подлежат обложению НДФЛ и ВС.

Если продажа легкового автомобиля (мотоцикла, мопеда) у физического лица уже не первая в году или это не легковой автомобиль (мотоцикл, мопед), то НДФЛ и ВС по вышеуказанным ставкам юрлицо-покупатель перечисляет в бюджет в день перечисления средств в оплату ТС со своего текущего счета или в течение трех банковских дней со дня, следующего за днем, в котором проведены расчеты за ТС через кассу предприятия.

Как предусмотрено пп. 168.4.4 НК, юрлицо по своему местонахождению и местонахождению не уполномоченных платить налог обособленных подразделений, обособленное подразделение, уполномоченное начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) в бюджет НДФЛ, по своему местонахождению одновременно с представлением документов на получение средств для выплаты причитающихся налогоплательщикам доходов, в том числе от продажи ТС, платит (перечисляет) суммы удержанного налога на соответствующие счета, открытые в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, по местонахождению обособленных подразделений.

Следовательно, юрлицо, которое приобрело ТС у физического лица, платит (перечисляет) начисленный (удержанный) НДФЛ и ВС с дохода от реализации такого имущества (кроме случая, когда такой доход не подлежит налогообложению) по своему местонахождению.

Местонахождение территориального органа по предоставлению сервисных услуг МВД, в котором будет в дальнейшем проводиться государственная регистрация приобретенного ТС, не влияет на порядок уплаты юрлицом НДФЛ и ВС в бюджет.

Обратите внимание: если НДФЛ был уплачен физическим лицом – продавцом ТС самостоятельно до момента заключения договора купли-продажи, юрлицо независимо от такого факта обязано выполнить все функции налогового агента, в частности начислить, удержать и уплатить (перечислить) в бюджет НДФЛ и ВС.

Самостоятельно уплаченная физлицом-продавцом сумма НДФЛ в таком случае будет считаться ошибочно уплаченной.

Условия и порядок возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств определены ст. 43 НК.

Сумма излишне удержанных (уплаченных) сумм НДФЛ, подлежащая возврату, рассчитывается органом ГФС на основании поданной налогоплательщиком налоговой декларации за отчетный календарный год путем проведения перерасчета по общему годовому налогооблагаемому доходу такого налогоплательщика.

Продажа ТС физлицом при посредничестве юрлица

В случае продажи (обмена) объекта движимого имущества, в том числе ТС, при посредничестве юрлица (его филиала, отделения, другого обособленного подразделения) либо представительства нерезидента или физлица-предпринимателя либо заключения и оформления договоров отчуждения ТС в присутствии должностных лиц органов, осуществляющих регистрацию (перерегистрацию) ТС, такой посредник или соответствующий орган выполняет функции налогового агента относительно представления в контролирующий орган информации о сумме дохода и сумме уплаченного в бюджет НДФЛ (п. 173.3 НК).

Налогоплательщик во время заключения договора обязан самостоятельно уплатить в бюджет НДФЛ и ВС с дохода от операций по продаже (обмену) объектов движимого имущества.

Представление отчетности относительно доходов от реализации физлицом ТС

Как уже указывалось, в случае, если стороной договора купли-продажи объекта движимого имущества, в том числе ТС, является юрлицо или физлицо-предприниматель, такое лицо считается налоговым агентом налогоплательщика и обязано выполнить все определенные НК функции налогового агента, независимо от того, как оформляется покупка такого имущества: путем удостоверения договоров купли-продажи у нотариуса; через посредника; в органах, осуществляющих в установленном законом порядке регистрацию ТС, и т. п.

Юрлицо как налоговый агент обязано отразить доход физического лица от продажи объекта движимого имущества, в том числе ТС, в Налоговом расчете сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного из них налога формы № 1ДФ, утвержденной приказом Минфина от 13.01.15 г. № 4.

В форме № 1ДФ доход от продажи ТС отражается с признаком дохода «105». Если доход не подлежит налогообложению (в отчетном году это первая продажа легкового автомобиля или мотоцикла, мопеда), то в графах 3а и 3 указывается сумма дохода (договорная стоимость, но не ниже среднерыночной или оценочной – по выбору плательщика), а графы 4а и 4 (относительно удержанного НДФЛ) не заполняются.

Если же доход подлежит налогообложению, то в графах 3а и 3 указывается сумма дохода, из которой удержан НДФЛ, а в графах 4а и 4 отражают сумму удержанного (перечисленного) НДФЛ. Сумму удержанного ВС показывают в соответствующих графах строки «Военный сбор» разд. II формы № 1ДФ.

В то же время нотариус, посредник или другие лица, при участии которых были оформлены операции по купле-продаже движимого имущества, стороной договора которого является юрлицо или физлицо-предприниматель, информацию о таких договорах в форме № 1ДФ не указывает.

В случае если сторонами соответствующего договора являются только физические лица, форма № 1ДФ в контролирующий орган подается, в частности:

  • посредником – о сумме дохода и сумме НДФЛ и ВС, уплаченного в бюджет самостоятельно продавцом во время заключения договора;
  • нотариусом в случае удостоверения договора купли-продажи (мены) – о стоимости каждого договора и о сумме НДФЛ и ВС, уплаченного в бюджет самостоятельно продавцом во время удостоверения данного договора;
  • субъектом хозяйствования, который предоставляет услуги по заключению биржевых соглашений или принимает участие в их заключении, – об указанных в соглашениях суммах НДФЛ и ВС, уплаченного в бюджет самостоятельно продавцом во время заключения соглашения;
  • органами, в присутствии должностных лиц которых между физическими лицами осуществляется заключение и оформление договоров купли-продажи (мены, поставки), а также других договоров, и которые осуществляют в установленном законом порядке регистрацию ТС, – о таких договорах (соглашениях), включая информацию о сумме дохода и сумме НДФЛ и ВС, самостоятельно уплаченного в бюджет продавцом во время заключения договоров (соглашений).

Ответственность за нарушение порядка налогообложения доходов от продажи объектов движимого имущества

Ответственность за своевременное и полное перечисление сумм НДФЛ в соответствующий бюджет несет юридическое лицо или его обособленное подразделение, которое начисляет (выплачивает) налогооблагаемый доход (пп. 168.4.7 НК).

Размер санкций за нарушение правил начисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов у источника выплаты определен ст. 127 НК.

Так, неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влечет за собой наложение штрафа в размере 25 % суммы налога, который подлежит начислению и/или уплате в бюджет.

Те же действия, совершенные повторно в течение 1 095 дней, влекут за собой наложение штрафа в размере 50 % суммы налога, который подлежит начислению и/или уплате в бюджет.

Указанные действия, совершенные в течение 1 095 дней в третий раз и более, влекут за собой наложение штрафа в размере 75 % суммы налога, который подлежит начислению и/или уплате в бюджет.

Ответственность за погашение суммы налогового обязательства или налогового долга, который возникает в результате совершения таких действий, и обязанность относительно погашения такого налогового долга возлагается на налогового агента. Налогоплательщик – получатель таких доходов освобождается от обязанностей погашения такой суммы налоговых обязательств или налогового долга.

Указанные штрафы не применяются, если неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) НДФЛ самостоятельно выявляется налоговым агентом во время проведения перерасчета этого налога, предусмотренного п. 169.4 НК, и исправляется в следующих налоговых периодах в течение налогового (отчетного) года согласно нормам НК.

Кроме того, за непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками формы № 1ДФ, если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств налогоплательщика и/или к смене налогоплательщика, к налоговому агенту применяются штрафные санкции в порядке и размерах, установленных ст. 119 НК, а именно штраф в размере 510 грн., а в случае повторного такого нарушения в течение года – штраф в размере 1 020 грн.

Источник: "Баланс-Агро" № 19, который вышел из печати 21.05.18 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!