Ваше улюблене видання Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Как предприятию выгоднее приобрести автомобиль?

19 ноября 2020 г.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как определить первоначальную стоимость приобретенного автомобиля;
  • какие расходы несет предприятие при покупке авто в кредит;
  • чем отличается получение авто в лизинг от покупки в кредит;
  • какие аргументы за и против стоит принять во внимание, выбирая вариант покупки автомобиля.

Предприятие может приобрести автомобиль для использования в хозяйственной деятельности разными способами. Например, купить на собственные средства, взять в кредит или по договору лизинга. Какой именно из вариантов выбрать – решает предприятие, ведь каждый имеет свои плюсы и минусы. Сосредоточимся на тех вопросах, которые возникают в процессе выбора, и подскажем аргументы за и против по каждому из вариантов приобретения авто.

Приобретаем авто «на свои кровные»

Для целей бухгалтерского и налогового учета автомобиль, который предприятие приобретает для использования в своей деятельности, является объектом основных средств (далее – ОС) (пп. 14.1.138 Налогового кодекса, далее – НК; п. 4 П(С)БУ 7).

Покупая автомобиль, предприятие не только уплачивает его стоимость поставщику, но и несет дополнительные затраты (подробнее см. 30 на с этого номера). Часть затрат ложится на первоначальную стоимость автомобиля, часть – включается в расходы одного или нескольких отчетных периодов.

Первоначальная стоимость автомобиля как объекта ОС формируется по правилам п. 8 П(С)БУ 7. Для удобства представим эти данные в таблице.

Таблица 1. Состав первоначальной стоимости автомобиля


п/п

Статья расходов

Пояснение

1

2

3

1

Суммы, уплачиваемые поставщикам (без учета косвенных налогов)

Источник данных – договор купли-продажи или мены, справка органов таможенной службы, справка-счет торговой организации, акт экспертной оценки стоимости автомобиля и др. (п. 13 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740).

К косвенным налогам относится НДС. Покупатель – плательщик НДС отражает налоговый кредит на основании зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной (далее – НН). При импорте – на основании оформленной таможенной декларации (далее – ТД), подтверждающей уплату налоговых обязательств по НДС на таможне (п. 198.2, 201.12 НК)

2

Регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС

К таким платежам относится плата за проведение осмотра транспортного средства (далее – ТС), его государственную регистрацию, возмещение стоимости бланков регистрационных документов и номерных знаков (п. 13 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 138)

3

Ввозная пошлина

При импорте автомобиля уплачивается на основании ТД

4

Косвенные налоги, связанные с приобретением (созданием) ОС (если они не возмещаются плательщику)

Если приобретенный автомобиль будет использоваться предприятием – плательщиком НДС:

– в не облагаемых НДС операциях (полностью или частично – тогда покупатель должен начислить налоговые обязательства и оформить сводную НН не позднее последнего дня месяца, в котором был приобретен автомобиль) (п. 198.5, 199.1 НК);

– в нехозяйственной деятельности (для непроизводственного использования – покупатель также должен откорректировать налоговый кредит путем начисления налоговых обязательств согласно п. 189.1, 198.5 НК).

Внимание! Сумму НДС (в частности, уплаченную при импорте) включают в первоначальную стоимость автомобиля также и неплательщики НДС

5

Расходы на страхование рисков доставки ОС

Расходы на другие виды страхования, например на страхование гражданско-правовой ответственности наземных ТС (ОСАГО), страхование самого автомобиля (КАСКО) включаются в состав производственных, общепроизводственных, административных, сбытовых, прочих операционных расходов или расходов обычной деятельности (пп. 15.4, п. 18–20, 29 П(С)БУ 16; письмо Минфина от 21.07.04 г. № 31-17310-01-29/13178)

6

Расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС

Признаются на основании первичных документов, подтверждающих такие расходы

7

Прочие расходы, непосредственно связанные с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях

Это пенсионный сбор, акцизный налог при импорте автомобиля, расходы на сертификацию автомобиля, плата за таможенное оформление, за услуги брокеров

Все вышеперечисленные расходы на приобретение автотранспорта отражаются на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств». Ввод автомобиля в эксплуатацию сопровождается стандартной проводкой Дт 105 «Транспортные средства» – Кт 152.

Налоговый учет

Налог на прибыль. Первоначальная стоимость объекта ОС в налоговом учете формируется на основании данных бухучета. Отдельный налоговый учет ОС ведут те предприятия, которые обязаны корректировать финрезультат до налогообложения на все разницы, предусмотренные разд. III НК.

Важно помнить, что для признания в налоговом учете объектом ОС актив должен соответствовать определенным критериям (пп. 14.1.138 НК), а именно:

  • стоимость – более 20 000 грн;
  • срок полезного использования с даты ввода объекта в эксплуатацию – более одного года;
  • использование в хозяйственной деятельности предприятия.

Если автомобиль не используется в хоздеятельности, он не признается объектом ОС для целей налога на прибыль. И тогда при определении объекта налогообложения расходы в сумме начисленной амортизации не учитываются. Минимально допустимые сроки амортизации объектов ОС в налоговом учете приведены в пп. 138.3.3 НК. Автомобили включаются в группу 5, и минимальный срок их амортизации составляет 5 лет.

На заметку! Если срок и метод амортизации в налоговом и бухгалтерском учете не совпадают, то у предприятия возникнут разницы согласно п. 138.1, 138.2 НК.

НДФЛ. Если автомобиль приобретается у физлица, то выплаченный ему предприятием-покупателем доход подлежит обложению НДФЛ в порядке, предусмотренном ст. 173 НК для движимого имущества.

Преимущественно сделки купли-продажи автотранспорта проводятся через нотариусов, товарные биржи и других посредников, которые и выступают налоговыми агентами физлица-продавца. В этом случае физлицо обязано уплатить налог самостоятельно, а его налоговые агенты должны будут лишь отразить выплаченный доход в форме № 1ДФ.

ЕСВ. Доход, выплачиваемый физлицу при покупке автомобиля, не является платой за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовому договору. А значит, сумма этого дохода не включается в базу для начисления ЕСВ (п. 1 ст. 7 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI).

Оценка варианта

В случае покупки автомобиля на собственные денежные средства предприятия:

  • главное преимущество – возможность максимально сократить «лишние» расходы и сразу получить автомобиль в собственность;
  • главный недостаток – отвлечение из хозяйственного оборота одномоментно большой суммы денег, что может негативно сказаться на общих показателях финансовой деятельности предприятия.

Приобретаем автомобиль в кредит

Если автомобиль в хозяйстве нужен, а денег на него у предприятия не хватает, первым обычно рассматривают вариант покупки автомобиля в кредит. Это может быть как целевой кредит под покупку автомобиля, так и нецелевой. В любом случае банк потребует залог, а зачастую еще и гарантию поручителей.

В этом случае к вышеперечисленным расходам добавляются расходы на уплату процентов, которые в общем случае включаются в состав расходов текущего периода и не входят в первоначальную стоимость объекта (за исключением финансовых расходов, которые подлежат капитализации согласно П(С)БУ 31, но это – не наш случай).

Расходы, связанные с начислением процентов за пользование кредитом, отражаются проводкой Дт 951 «Проценты по кредитам» – Кт 684 «Расчеты по начисленным процентам».

Кроме того, добавятся расходы на оформление договоров залога (как правило, предметом залога будет купленный автомобиль), поручительства, на страхование заложенного имущества, то есть на оплату юридических услуг, а также комиссионные банка за открытие, обслуживание, досрочное погашение кредита и другие расходы, предусмотренные кредитным договором, которые обычно отражаются проводкой Дт 92 «Административные расходы» как общехозяйственные, связанные с обслуживанием предприятия, – Кт 685 «Расчеты с другими кредиторами».

Сумма кредита в зависимости от срока его погашения признается:

  • текущими обязательствами и учитывается на субсчетах 601 «Краткосрочные кредиты банков в национальной валюте» и 602 «Краткосрочные кредиты банков в иностранной валюте», если срок возврата не превышает 12 месяцев с даты баланса;
  • долгосрочными обязательствами и учитывается на субсчетах 501 «Долгосрочные кредиты банков в национальной валюте» и 502 «Долгосрочные кредиты банков в иностранной валюте», если это задолженность, которая подлежит погашению после окончания 12 месяцев с даты баланса.

Налоговый учет

Налог на прибыль. Специальных корректировок, связанных с приобретением имущества в кредит, нормами НК не предусмотрено. С корректировками могут столкнуться только те налогоплательщики, которые приобретают автотранспорт у нерезидентов, подпадающих под критерии из п. 140.2, пп. 140.5.4 НК.

НДС. Операции, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, а также суммы процентов, комиссии и вознаграждения банков не являются объектом обложения НДС (пп. 196.1.5 НК). Сказанное в полной мере относится и к операциям страхования имущества (пп. 196.1.3 НК).

Наш совет. Чтобы вы могли принять взвешенное решение о покупке автомобиля в кредит, запросите у банка полную информацию. А именно: о реальной годовой ставке по кредиту, наличии дополнительных услуг (например, страховой компании, государственного регистратора, нотариуса, оценщика) и их стоимости, сроке оказания услуг, а также об ориентировочной общей стоимости кредита, периодичности его погашения, возможных последствиях в случае просрочки выплат по кредиту.

Оценка варианта

К преимуществам относится получение права собственности на автомобиль без отвлечения одномоментно большой суммы оборотных средств. Экономическая выгода рассчитывается исходя из того, во сколько в конечном счете обойдется такой автомобиль (с применением эффективной ставки процента, отражающей конечную стоимость кредита с учетом всех расходов и сопутствующих платежей) и за какое время «отобьются» вложенные в него средства. Для этого надо хорошо понимать, зачем такой автомобиль нужен в хозяйственной деятельности.

К недостаткам можно отнести сложность оформления. Обычно от предприятия требуется не только финансовая отчетность за несколько периодов, но и различные расшифровки движений по счетам, анализ хозяйственной деятельности и даже конфиденциальная коммерческая информация, чтобы банк мог оценить свои риски и обосновать установленную по договору кредитную ставку. Зачастую кроме договора залога автомобиля требуется дополнительное обеспечение, поручительство третьей стороны за заемщика. На принятие решение о выдаче кредита и на его стоимость влияет также кредитная история предприятия. Помимо этого существенное удорожание автомобиля, купленного на кредитные средства, одновременно с резким снижением его рыночной стоимости при возможной продаже, может не окупиться выгодами, полученными от использования автомобиля.

Берем автомобиль в лизинг

Лизинговая схема заключается в следующем: лизингодатель покупает автомобиль у продавца и передает его лизингополучателю в пользование на определенный срок за установленную плату. То есть право собственности остается за лизингодателем, а предприятие только пользуется автомобилем.

Важный нюанс! Подчеркнем, что совершенно не обязательно заключать лизинговый договор с правом выкупа автомобиля. Наоборот, таким лизингом (арендой), как правило, пользуются предприятия, которые заранее знают, что не будут оформлять сделку купли-продажи, а будут лишь временно пользоваться автомобилем. Для этого они устанавливают в договоре максимально возможную остаточную сумму, чтобы текущие лизинговые платежи были небольшими. Это позволяет со временем поменять автомобиль на другой (по такой же схеме).

Такой лизинговый договор можно квалифицировать как обычный договор операционной аренды, то есть соглашение, в соответствии с которым арендатор приобретает права пользования необоротным активом за плату в течение согласованного с арендодателем срока (п. 4 П(С)БУ 14).

Начисленная арендная плата отражается в учете арендатора в зависимости от назначения арендованного объекта – в составе себестоимости продукции (работ, услуг), административных, сбытовых расходов и т. д. (счета 23, 91, 93 и другие).

Налоговый учет

В учете по налогу на прибыль арендатор – независимо от того, применяет он корректировки финрезультата на разницы, предусмотренные разд. III НК, или нет – отражает начисление арендного платежа по правилам бухучета.

НДС. Операционная аренда подпадает под определение поставки услуг (пп. 14.1.185 НК). Поэтому услуги по передаче в аренду ТС облагаются НДС в зависимости от места, где зарегистрирован арендодатель (п. 186.4 НК). Если арендодатель – резидент, то операция облагается НДС по общим правилам (п. 187.1 НК).

Лизинг с правом выкупа

Мы уже сказали, что вовсе не обязательно выкупать автомобиль, взятый в лизинг. Вместе с тем ничто не мешает оформить лизинговый договор с правом выкупа. Это будет означать, что в момент, определенный в договоре (например, по окончании срока аренды), лизингополучатель становится собственником автомобиля.

В этом случае имеет место скорее финансовая аренда, которая предусматривает передачу арендатору всех рисков и выгод, связанных с правом пользования и владения активом. Признаки финансовой аренды приведены в п. 4 П(С)БУ 14. Тогда арендатор отражает в учете полученный автомобиль одновременно и как актив, и как обязательство записью Дт 105 «Транспортные средства» – Кт 531 «Обязательства по финансовой аренде».

При этом стоимость автомобиля определяется по наименьшей на начало срока аренды оценке (п. 5 П(С)БУ 14):

  • либо по справедливой стоимости объекта;
  • либо по настоящей стоимости суммы минимальных арендных платежей (далее – МАП), состоящих из стоимости объекта аренды и непосредственно арендной платы (это можно рассматривать как аналог уплаты тела кредита и процентов по кредитному договору).

Амортизация на стоимость объекта аренды начисляется арендатором в течение периода ожидаемого использования актива, который зависит от условий договора (п. 7 П(С)БУ 14). Разница между суммой МАП и стоимостью объекта финансовой аренды, по которой он был отражен арендатором в учете на начало срока аренды, считается финансовыми расходами и отражается в учете и отчетности только в сумме, которая относится к текущему периоду.

Распределение расходов между отчетными периодами осуществляется с применением арендной ставки процента, установленной на остаток суммы обязательств на начало отчетного периода (примеры определения арендатором суммы финансовых расходов и ее распределения между соответствующими отчетными периодами приведены в приложении 1 к П(С)БУ 14). Обычно это делается на основании графика арендных платежей, который прилагается к договору финансовой аренды.

В учете по налогу на прибыль не предусмотрены специальные правила учета объектов финансовой аренды, то есть действуют правила бухучета. При этом платеж за пользование объектом аренды считается процентами (пп. «г» пп. 14.1.206 НК). Поэтому в случае с арендодателем-нерезидентом у арендатора может возникнуть обязанность корректировки финрезультата отчетного периода согласно п. 140.1–140.3 или пп. 140.5.4 НК. Арендаторы, не корректирующие финрезультат на разницы из разд. III НК, отражают операции по финансовой аренде исключительно по правилам бухучета.

НДС. Получение объекта финансовой аренды подпадает под определение поставки, поэтому облагается НДС по общим правилам. Вместе с тем у арендатора нет права на налоговый кредит по арендным платежам, не связанным с компенсацией стоимости объекта, поскольку эта часть платежей не является объектом налогообложения (пп. 196.1.2 НК).

Оценка варианта

К преимуществам лизинговой схемы можно отнести простоту оформления лизингового договора. Как правило, клиент вносит аванс (до 25 % стоимости автомобиля), подписывает один документ (договор лизинга) и получает готовый к эксплуатации автомобиль. Обычно дополнительных обеспечений, как в случае с кредитом, клиенту предоставлять не требуется.

В свою очередь, лизинговая компания регистрирует автомобиль, оформляет пакет страхования (КАСКО и ОСАГО), предоставляет сервисное обслуживание и скидки на технический осмотр и ремонт, тем самым экономя силы и время клиента. Кроме того, клиентам, как правило, предоставляется консьерж-сервис: представители лизинговой компании доступны 24 часа в сутки и решают любые вопросы, в том числе связанные со страховыми случаями. Это и понятно, ведь автомобиль является собственностью лизинговой компании.

К недостаткам можно отнести стоимость лизинга, которая, как правило, выше стоимости кредита. Поэтому решение о заключении договора лизинга обычно принимается потенциальным клиентом в том случае, если условия лизинга, предлагаемые лизингодателем, представляются более выгодными по сравнению с кредитованием.

Также к минусам лизинговой схемы можно отнести строгость условий пользования автомобилем. Так, в случае просрочки уплаты лизингового платежа более чем на 30 дней лизингодатель имеет право отказаться от договора лизинга и требовать возврата предмета лизинга от лизингополучателя в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса (см. ч. 2 ст. 7 Закона от 16.12.97 г. № 723/97-ВР «О финансовом лизинге», далее – Закон № 723).

Кроме того, имущество, полученное в пользование, должно использоваться в соответствии с его назначением и условиями договора. Например, на практике часто ограничивается годовой пробег автомобиля (не более стольких-то километров или миль). Также отметим, что пользователь авто обязан предоставлять лизингодателю доступ к предмету лизинга и обеспечивать возможность проверить условия его использования и содержания и т. п. (ст 10 Закона № 723).

Выводы

  1. Выбор варианта приобретения автомобиля обычно является прерогативой руководства предприятия. Бухгалтер в рамках своей компетенции может помочь с выбором, изложив аргументы в защиту того или другого варианта. За основу следует принять прежде всего цель приобретения автомобиля, дополнив ее экономическим расчетом, подтверждающим целесообразность вложения средств.
  2. На принятие решения, несомненно, повлияют как внутренние факторы (оценка финансового состояния предприятия, анализ кеш-фло), так и внешние (в частности, рыночные условия кредитных и лизинговых схем приобретения транспортных средств).

Источник: "Баланс" № 46-47, который выходит из печати 23.11.20 г.

⤷ ЗАГРУЗИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ⤶

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!