Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Заведование кабинетами и другими помещениями: как установить доплату

October 2, 2017

В предыдущей консультации мы касались вопроса определения размера основных составляющих зарплаты педагогических работников, которые устанавливаются во время тарификации. А сейчас рассмотрим особенности определения размера доплат педработникам за заведование учебными кабинетами и другими помещениями, которые используются в учебном процессе.

Доплата за заведование учебными кабинетами

Доплата за заведование учебными кабинетами в размере 10–13 % должностного оклада (ставки заработной платы), порядок установления которой определен в п. 41 Инструкции, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее – Инструкция № 102), может быть назначена как учителям, так и другим работникам общеобразовательных заведений. Каких-либо ограничений по этому вопросу для руководящих работников не установлено. Этому есть подтверждение в письме МОНмолодежьспорта от 08.09.11 г. № 1/12-4832.
Конкретный размер этой доплаты устанавливается руководителем учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом, а руководителю – по решению МОН – для образовательных учреждений, которые финансируются из госбюджета, и по решению соответствующих вышестоящих органов управления – для образовательных учреждений, которые финансируются из местных бюджетов (абзац второй пп. 5 п. 4 приказа МОН от 26.09.05 г. № 557, письмо МОН от 25.09.13 г. № 1/9-667).
Относительно базы начисления доплаты отметим следующее. По приведенным выше нормам это должностной оклад (ставка зарплаты). Означает ли это, что доплата может устанавливаться или к ставке, или к окладу, а не к одной и другой из этих составляющих зарплаты одновременно? Скорее всего, да. Но это только наше предположение.
Нормы относительно установления надбавки учителям понятны: это только ставка зарплаты, определенная в графе 8 тарификационного списка (далее – ТС). А вот что касается других педагогических работников, например директора, который занимается преподаванием, то ему в графе 8 ТС установлена ставка с повышением, а в штатном расписании – должностной оклад. Считаем, что в таком случае доплату за заведование кабинетом следует начислять на «учительскую» ставку, указанную в ТС. Однако опять-таки это только наше мнение.
И если будет использован другой подход, например, доплата будет начислена и к ставке, и к окладу на тех основаниях, что работа по заведованию кабинетом влечет за собой выполнение в более короткое время как работы на должности директора, так и работы по преподаванию, и с учетом отсутствия конкретизации относительно базы начисления в нормативном документе, это не будет нарушением. Поэтому в таком случае главное – обеспечение финансовыми ресурсами на оплату труда учебного заведения.
Ситуация может сложиться и так, что директор школы будет выполнять работу заведующего кабинетом, не проводя каких-либо занятий. Ведь нормы п. 7 Положения об учебных кабинетах общеобразовательных учебных заведений, утвержденного приказом МОН от 20.07.04 г. № 601 (далее – Положение № 601), которое касается руководства учебным кабинетом, не содержат обязательного требования относительно выполнения работы по заведованию кабинетом учителями соответствующей специальности, которые проводят занятия в этом кабинете.
Нет такой нормы и в Положении об учебных кабинетах по естественно-математическим предметам общеобразовательных учебных заведений, утвержденном приказом МОН от 14.12.12 г. № 1423. Это означает возможность назначения заведующим кабинетом педагогического работника любой специальности (письмо МОН от 20.03.13 г. № 1/11-5726).
Исключение составляют правила назначения заведующего кабинетом информатики и информационно-коммуникационных технологий. Так, согласно п. 6.6 Положения о кабинете информатики и информационно-коммуникационных технологий обучения общеобразовательных учебных заведений, утвержденного приказом МОН от 20.05.04 г. № 407, заведующий назначается из числа учителей, которые имеют соответствующее образование и проводят занятия в этом кабинете.
Следовательно, если директор без педнагрузки с учетом приведенных выше норм будет заведовать тем или иным учебным кабинетом, логично установить доплату за выполнение этой работы к его должностному окладу.
Обратим внимание еще и на тот факт, что законодательством никаких ограничений количества кабинетов, за заведование которыми устанавливается доплата, не предусмотрено. Так, согласно нормам п. 3.3 Положения № 601 кроме указанного в нем перечня предметов и направлений функционирования, по которым создаются кабинеты, могут создаваться и другие кабинеты согласно условиям и нуждам заведения. Например, в перечень кабинетов, заведование которыми оплачивается, может быть отнесен школьный музей. Его можно квалифицировать как кабинет, посвященный истории школы, с установлением соответствующей доплаты заведующему музеем. Нормы относительно установления количества оплачиваемых кабинетов органом управления образованием в районе или городе Инструкция № 102 также не содержит.

Доплата за заведование другими помещениями, которые используются в учебном процессе

За заведование спортивными залами дополнительная оплата осуществляется только учителям в фиксированном размере – 10 % ставки зарплаты. Вместе с тем, как и относительно доплаты за классное руководство, Инструкция № 102 не содержит требования относительно корректировки размера доплаты в зависимости от того, соблюдена ли норма педагогической нагрузки 18 ч в неделю.
Доплата за обслуживание техники в кабинетах информатики и информационно-коммуникационных технологий устанавливается учителям и другим педагогическим работникам в размере 5–10 % должностного оклада (ставки зарплаты). Конкретный ее размер определяется руководителем заведения по согласованию с профсоюзным комитетом (п. 41 Инструкции № 102).
Вероятнее всего, здесь базой начисления будет определена в графе 8 ТС ставка зарплаты учителя или другого педагогического работника, который проводит занятие в этом кабинете. Хотя возможность установления доплат в процентах к должностному окладу, предусмотренная приведенной выше нормой, наверное, означает возможность начисления доплаты и к ставке, и к должностному окладу, если речь идет о выполнении этой работы другим педработником – не учителем.
Вместе с тем Инструкция № 102 не предусматривает зависимости назначения этой доплаты от того, получает ли учитель (другой педработник), который преподает курс «Основы информатики и вычислительной техники», доплату за заведование кабинетом информатики и информационно-коммуникационных технологий. Это два разных вида доплат, на которые имеет право учитель (другой педработник) в случае выполнения работы по заведованию этим кабинетом и по обслуживанию техники в нем. Такой вывод подтвержден в совместном письме МОН и Профсоюза работников образования и науки от 05.02.09 г. № 1/9-82, от 06.02.09 г. № 02-8/56.
Заметим: как свидетельствуют приведенные выше нормы, доплата за обслуживание техники может быть установлена не только учителю информатики, а и учителям по другим дисциплинам, если на них возложено обслуживание вычислительной техники в кабинетах информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Доплата за обслуживание техники прямо не предусмотрена в форме Тарификационного списка, поэтому целесообразно привести ее размер в графе 25 этой формы.
Доплата за заведование комнатой хранения оружия, стрелковым тиром устанавливается учителям в размере 10 % от ставки зарплаты. Если и комната хранения оружия и стрелковый тир общеобразовательного учебного заведения включены в перечень кабинетов, заведование которыми подлежит оплате, как отдельные единицы, то преподаватель допризывной подготовки имеет право на доплату в размере 10 % за каждый из этих кабинетов. Эта доплата также может быть отражена в графе 25 ТС.
Доплата за заведование учебно-опытными участками (теплицами, парниковыми хозяйствами) осуществляется учителям (п. 43 Инструкции № 102):

·          в общеобразовательных учебных заведениях I–II ступеней – в размере 10 % ставки зарплаты;

·          общеобразовательных учебных заведениях I–III ступеней – в размере 13 % ставки зарплаты. Доплата осуществляется только при наличия участка размером не менее 0,5 га в течение 9 месяцев, а при наличии теплицы или парникового хозяйства – в течение всего года, независимо от того, есть ли при школе учебно-опытный участок.

Доплата в размере 15–20 % ставки зарплаты за заведование каждой мастерской устанавливается учителям и другим педагогическим работникам, которые проводят учебные занятия по трудовому обучению. Конкретный размер доплат устанавливается руководителем учебного заведения по согласованию с профкомом. За заведование комбинированной мастерской (по обработке металла и древесины, оборудованную в одном помещении) устанавливается доплата в фиксированном размере 20 % ставки зарплаты.
За выполнение обязанностей мастера учебных мастерских, в которых проводятся занятия по обслуживающим видам труда (обработка ткани, кулинария), доплата осуществляется как за одну мастерскую, независимо от того, в скольких помещениях она расположена. В случае необходимости допускается разделение одной доплаты за выполнение обязанностей мастера учебных мастерских между двумя учителями трудового обучения (п. 44 Инструкции № 102).

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!